ЕС следует пересмотреть свою нерешительную политику по Украине, Грузии и Молдове - EUObserver

23 ноября, 2017, 13:27 Распечатать

В Европе никто не знает, какова конечная цель интеграции со странами Восточного партнерства.

ЕС нужно понять, какова конечная цель программы Восточного партнерства. © Василий Артюшенко, ZN.UA

Руководствуясь желанием установить более тесные связи с соседями-единомышленниками, ЕС заключил амбициозные соглашения об ассоциации с Украиной, Молдовой и Грузией.

Это было знаковым событием в процессе превращения трех постсоветских стран в современные европейские государства, которые разделяют политические ценности и экономические системы с Евросоюзом. Даже несмотря на то, что им не обещали перспективу членства, страны взяли на себя серьезные обязательства по реформированию управления и согласования своих правил для углубления сотрудничества и торговли с союзом.

Против этого процесса выступил другой большой сосед стран-партнеров - Россия, которая развязала войну и захватила территории. Высокими остаются ставки и для другой троицы - Армении, Азербайджана и Беларуси, которые также входят в программу Восточного партнерства.

"ЕС нужно серьезно взяться за свою "восточную политику", если он хочет продолжать углублять политическую, безопасности и экономическую ассоциацию со странами к востоку от его границ без усиления напряжения в отношениях с Россией", - пишет на страницах EUObserver старший научный сотрудник Центра европейских исследований в Брюсселе Стивен Блокменс.

Он добавляет, что, учитывая отсутствие желания ключевых стран-участниц ЕС идти к более амбициозным целям в совокупности с уверенностью Кремля в победе Владимира Путина на выборах и проведении Мирового чемпионата по футболу в 2018 году, завтрашний саммит Восточного партнерства вряд ли закончится серьезными предложениями и изменениями. Все внимание будет на имплементации уже существующих обязательств без расширения их за счет новых обещаний.

Авторитарные режимы в Беларуси и Азербайджане хотели бы воспользоваться выгодами более динамичной международной среды. Но они отказываются от этого, руководствуясь логикой самосохранения и учитывая проблемные отношения с Россией.

Украина и Молдова тем временем стали только полудемократическими. Их экономические и политические реформы продвинулись вперед на многих фронтах. Но их успех очень ограничен в вопросах борьбы с коррупцией, в то время как олигархические интересы до сих пор имеют чрезвычайное влияние. Даже Грузия, которая провела шоковую терапию во времена президентства Михеила Саакашвили, в последнее время откатилась назад, сократив свободу прессы и попытавшись провалить реформу системы юстиции.

Несмотря на то, что Брюссель не виноват в появлении постоянной атмосферы нестабильности, которая появилась из-за поведения России, мрачных экономических ожиданий и уменьшения уважения к демократических принцыпов и верховенства права, восточные соседи ЕС все равно остаются важнейшим геополитическим испытанием для союза.

То, как организация поступит с соседями, определит не только ее суть, но и то, как ее воспринимают международные партнеры. От этого будет зависеть роль ЕС на международной арене. Осознавая этот вызов, ЕС следовало бы ввести дозу реализма и трансакционализма в политику касательно восточных соседей.

"Однако, пока у ЕС нет четкого видения конечной цели более тесной ассоциации со странами Восточного партнерства. Все только знают, что эти страны не должны получить членство. При отсутствии большого вознаграждения за выполнение прописанных ЕС методов гармонизации правовых структур и реформирования институтов, так же как и экономики, союз не может вдохновлять жителей соседних стран. Особенно тех, которые не разделяют ценности Евросоюза и находятся под властью клептократов или автократов", - пишет автор.

Технократический подход к отношениям с соседями разоблачает зависимости союза и его ограниченность в политических инновациях. И в результате Восточное партнерство остается не таким оживленным. Более того, ЕС - не актер в сфере безопасности. Восточное партнерство плохо защищено от нестабильности, вызванной поведением России.

Несмотря на то, что ответ на кризис и разрешение конфликтов выходит за пределы Восточного партнерства, сильная связь с политикой ЕС в сфере безопасности и обороны была бы уместной. Но все, что ЕС смог сделать, - это предложить техническую помощь в секторе общественной безопасности. А тем временем, появляются новые границы, и их чертит Москва.

Читайте также: Стать членом ЕС немедленно для Украины не представляется возможным – еврокомиссар

Как сообщила ранее заместитель министра иностранных дел Украины по вопросам европейской интеграции Елена Зеркаль, Украина намерена получить признание перспективы полноправного членства в Европейском Союзе во время Саммита Восточного партнерства. Она пояснила желание получить подтверждение перспективы членства в ЕС  амбициями украинского общества и чрезвычайным запросом на евроинтеграцию и реформы в стране.

По материалам: ZN.UA /
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >