Война на истощение требует от Украины расширять круг партнеров, искать надежных союзников и дальше развивать стратегическое сотрудничество. Вступление Финляндии и Швеции в НАТО стало причиной трансформации геополитического ландшафта в регионе Балтийского моря и Арктики. Вместе с тем на северо-восточном фланге НАТО и ЕС появился консолидированный и коллективный региональный игрок, который действует в формате как Северной пятерки (NB5 — Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Исландия), так и Северо-Балтийского сотрудничества (NB8 — Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Исландия, Литва, Латвия, Эстония).
Важно также отметить, что все страны Северо-Балтийского сотрудничества входят в состав Объединенных экспедиционных сил (JEF). Это североевропейское многонациональное военное партнерство, созданное под руководством Великобритании и предназначенное для быстрого реагирования и экспедиционных операций, полноценно функционирует с 2018 года. Стоит подчеркнуть, что именно Великобритания является драйвером таких объединений, потому что не только хочет, но и имеет реальные возможности — и геополитические, и финансовые, и военные — быть в них лидером. Именно Великобритания была наиболее активным промоутером присоединения Швеции и Финляндии к НАТО и быстро, без колебаний предоставила этим странам свой зонтик безопасности до их вступления в Альянс. И, что очень важно, отношение к России в Туманном Альбионе не только жесткое, но и постоянное.
Что еще важно знать и понимать, когда мы говорим о развитии северного вектора внешней политики Украины?
Прежде всего важно осознать консолидированный потенциал стран, которые являются нашими естественными партнерами и потенциальными союзниками на севере европейского континента. Сегодня Северные страны и страны Балтии — это мощный и интегрированный регион на экономической карте Европы и мира.
- Регион считается пятой по величине экономикой Европы и 12-й экономикой мира.
- Около 60 скандинавских компаний входят в список Global-2000 крупнейших публичных компаний мира по версии Forbes.
- Население региона составляет 27 миллионов, ВВП — 1,5 трлн долл. США.
- Страны Северной пятерки входят в топ-12 в Европе по размеру ВВП на душу населения, а Норвегия с 94 660 долл. ВВП на душу населения более чем вдвое превышает средний показатель по странам Европейского Союза, который составляет 44 200 долл.
- В странах Северной Европы проживает около 5% населения Европейского Союза, но они обеспечивают почти 10% общего ВВП.
Кроме того, по данным World of Statistics, в 2023 году страны формата Северо-Балтийского сотрудничества занимали важное место среди государств, предоставивших Украине финансовую и военную помощь.
- США — 67 млрд долл.
- Великобритания — 10 млрд долл.
- Германия — 9 млрд долл.
- Страны NB8 — 7,66 млрд долл.
В 2023 году взнос стран формата Северо-Балтийского сотрудничества превышал размер взносов таких больших стран, как Япония — 5,6 млрд долл., Канада — 5 млрд долл., Польша — 4 млрд долл., Нидерланды — 3,5 млрд долл.
Три измерения сотрудничества Украины со странами Северо-Балтийского сотрудничества
Сегодня сотрудничество между Украиной и странами Северо-Балтийского сотрудничества разворачивается в трех ключевых измерениях: в подписании соглашений о безопасности между Украиной и отдельными странами NB8; принятии и реализации странами NB8 долгосрочных программ поддержки Украины; поддержке устойчивости Украины и ее евроинтеграционных стремлений.
- Безопасностные соглашения
Страны Северной Европы и Балтии сразу приветствовали Общую декларацию о поддержке Украины от 12 июля 2023 года (далее — Декларация «Группы семи»), которую приняли «Группа семи» (G7) и ЕС на полях саммита НАТО в Вильнюсе.
На сегодняшний день уже подписаны безопасностные соглашения между Украиной и Данией, Финляндией и Латвией. Президент Украины Владимир Зеленский отметил, что в ближайшие месяцы Украина может подписать двусторонние соглашения по безопасности с Норвегией и Швецией, а также с еще одной страной Балтии (очевидно, Эстонией). И вместе с тем Киев, к величайшему сожалению, до сих пор не смог назначить толкового посла Украины в Норвегии.
Украина заинтересована достичь синергетического эффекта от реализации соглашений по безопасности со странами NB8. В этом контексте важно:
во-первых, развивать регулярный стратегический диалог между странами NB8 и Украиной по укреплению обороны, стойкости, а также реформах на пути к членству в ЕС;
во-вторых, Украина и страны NB8 могут быть союзниками в определении спектра военно-политических угроз, которые РФ создает для системы европейской безопасности и всего мира;
в-третьих, страны NB8 могут быть нашими партнерами и союзниками в толковании политических целей российско-украинской войны и формата ее завершения с учетом интересов и перспективы восстановления безопасности на европейском континенте и в регионе Евразии;
в-четвертых, сотрудничество Украины со странами NB8 может радикально повлиять на результативность экономических санкций в отношении РФ. Сегодня теневой флот России создает угрозу экологической катастрофы в Балтийском море, через которое РФ экспортировала до 50% сырой нефти. Рано или поздно действия РФ в Балтийском море, которые ставят под угрозу безопасность стран NB8, получат адекватный коллективный отпор;
в-пятых, для Украины важно, чтобы вопрос о восстановлении территориальной целостности Украины было вписан в обновленное видение и стратегию европейской безопасности. Следовательно, важно, что страны NB8 вместе с Великобританией и рядом других европейских стран поддерживают нарратив о том, что путь к восстановлению европейской безопасности пролегает через военный провал РФ на территории Украины;
в-шестых, соглашения по безопасности касаются усиления обороноспособности Украины, развития украинского ОПК и общего производства оружия, усиления технологических преимуществ ВСУ на суше, в воздухе и на море (предоставление самолетов от Дании, Норвегии и Швеции, производство артиллерийских боеприпасов и другой техники в сотрудничестве с производителями оружия из Швеции и Финляндии, морская коалиция с Норвегией, Данией).
В конце концов, для Украины важно получить консолидированную позицию стран NB8 в поддержке украинской формулы мира, привлечении Китая и «стран Юга» к участию в глобальном саммите мира, который должен пройти в Швейцарии в июне.
- Программы долгосрочной помощи Украине
Параллельно с соглашениями по безопасности страны NB8 вводят долгосрочные соглашения, направленные на экономическое восстановление Украины. На сегодняшний день пятилетнюю программу поддержки для Украины приняла в 2023 году Норвегия на сумму 75 млрд норвежских крон (почти 7 млрд евро). В марте 2023 года Дания также создала Украинский фонд, направленный на долгосрочное предоставление помощи Украине, на сумму 8,5 млрд евро с равномерным распределением средств в течение шести лет (2023–2028). Стратегию сотрудничества в сфере восстановления и реформ в Украине на 2023–2027 годы представило и правительство Швеции. Аналогичные долгосрочные программы поддержки Украины готовят правительство Финляндии и страны Балтии.
Для Украины пакет долгосрочных программ поддержки со стороны стран NB8 — это не только шанс восстановить разрушенное, но и возможность еще во время войны встать на путь коренной модернизации украинской экономики.
Во-первых, Украина должна не только озвучивать наши потребности, но и внимательнее относиться к интересам и потребностям бизнеса, представляющего страны Севера и Балтии.
Во-вторых, Украина должна сделать ставку не только на программы государственной помощи, но и на привлечение в Украину ведущих транснациональных компаний (ТНК) из стран Севера и Балтии. Североевропейские ТНК являются носителями современных технологических решений, эффективных бизнес-моделей и имеют доступ к рынкам капитала. А Украина — это возможность для ведущих нордических компаний масштабировать свои экономические проекты. В частности Украина может предложить корпорациям из стран NB8 партнерство в сфере производственной кооперации, территории для развития индустриальных парков и транспортно-логистической инфраструктуры по линии Юг—Север.
В-третьих, благодаря соглашению о сотрудничестве правительства Дании с Николаевом создан успешный кейс, который прокладывает путь для внедрения в Украине децентрализованной модели экономического восстановления. Соответственно программы сотрудничества Украины со странами NB8 должны быть сфокусированы на развитии автономной генерации электроэнергии, построении модульных котельных и диверсифицированных систем водоснабжения.
- Поддержка евроинтеграции и устойчивости Украины
Страны NB8 поддерживают интеграцию Украины в Европейский Союз ради ее будущего членства в ЕС, что было зафиксировано в приоритетах на 2024-й и последующие годы. Неслучайно Швеция во время председательства в NB8 инициировала создание Консультативной группы высокого уровня, которая будет оказывать экспертную поддержку правительству Украины в процессе вступления в ЕС.
Ключевая дилемма, которую Украина должна решить в партнерстве с Консультативной группой ⸺ как ускорить евроинтеграцию и вместе с тем не поставить под угрозу национальную стойкость Украины во время продолжающейся войны.
С точки зрения безопасности, актуально присоединение Украины к европейскому оборонительному партнерству и преобразованию отечественного ОПК в драйвер экономического и технологического восстановления страны.
С точки зрения устойчивости, для Украины важен опыт стран NB8 в развитии национальных систем устойчивости и гражданской обороне.
Наконец, эксперты стран NB8 могут помочь Украине в формировании национальной экосистемы социальных и управленческих инноваций.
Как расширить многомерное сотрудничество?
Дальнейшее развитие «северного измерения» внешней политики Украины — это поиск путей перехода к формату расширенного и многомерного сотрудничества между Украиной и региональным объединением стран Северо-Балтийского сотрудничества (NB8+Украина).
Прежде всего сотрудничество Украины с Северными странами и странами Балтии необходимо включить в официальные приоритеты внешней политики Украины.
Формирование концептуального и безопасного измерения «северного вектора» внешней политики может произойти под патронатом СНБО и в тесном сотрудничестве с МИД и ОП Украины.
Наличие политической воли в этом вопросе создает возможность запустить межправительственные консультации о подготовке и подписании Соглашения о стратегическом сотрудничестве между Украиной и NB8. Вместе с тем, развитие углубленного сотрудничества предполагает открытие в Киеве представительства NB8 и создание Совета сотрудничества Украина⸺NB8.
Координировать деятельность межведомственного совета сотрудничества может премьер-министр или вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции. А идею развития Межпарламентской ассамблеи Украины и стран Северо-Балтийского сотрудничества могут протестировать депутаты Верховной Рады Украины.
Наконец, ежегодный политический Диалог высокого уровня при участии политического руководства NB8 и Украины должен стать более инклюзивным. Диалоговая площадка должна быть открытой для представителей бизнеса, научных учреждений и аналитических центров, органов местного самоуправления, представителей гражданского общества, сектора культуры и креативных индустрий.