После начала полномасштабного вторжения в Украину, Австралия остановила прямые закупки топлива из РФ. Однако с 2023 года страна импортировала более 3 миллионов тонн российских нефтепродуктов из Сингапура. Как пишет The Guardian, продажа осуществлялась через порт, часть которого принадлежит австралийскому Macquarie Bank.
Австралийские санкции не запрещают закупку нефтепродуктов через третьи страны. Однако по словам аналитика Crea Europe Вайбхава Рагхунандана, это косвенно поддерживало российскую нефтедобычу и обеспечивало налоговые поступления для Кремля.
"Это серьезная лазейка, которой пользуются австралийские компании. Формально они не нарушают закон, но очевидно игнорируют его моральную составляющую. Такая схема подрывает поддержку Украины со стороны Австралии. Ведь она позволяет не только сохранять поток российской нефти, но и получать с него прибыль", — отметил Рагхунандан.
Как выяснил инженер-химик Марк Корриган, Сингапур за это время импортировал более 22 миллионов тонн российских нефтепродуктов. Треть этих поставок получил универсальный терминал порта Джуронг, доля которого принадлежит инвестиционному фонду Macquarie. Представитель компании пояснил изданию, что владельцем терминала является государственная структура Сингапура, поэтому он работает в соответствии с местными и международными правилами. В самом терминале заверили, что имеют четкие процедуры проверки и соблюдают все требования законодательства и санкций.
Ни одна из компаний не уточнила, какую прибыль Macquarie получила от инвестиций в терминал. В частности не подтвердила, поставлял ли он российскую нефть в Австралию. Глава Австралийской федерации украинских организаций Екатерина Аргиру призвала Macquarie Bank пересмотреть свои вложения и открыть данные об участии терминала в обработке российской нефти.
Аргиру отметила, что Австралия не может говорить о поддержке Украины, если австралийский капитал фактически помогает финансировать военную экономику России. Она подчеркнула, что каждая проданная капля российской нефти способствует разрушению украинских домов и жизней, а австралийцы имеют право знать, получают ли их банки и инвестфонды прибыль от этого.
Австралийские компании легально покупали нефть с индийских объектов, фактически импортируя российскую продукцию. Об этом ранее сообщали чиновники. Анализ Корригана показал, что подобное могло происходить и через Сингапур.
Согласно анализу, терминал продавал нефть компаниям Trafigura и Vitol. В августе Trafigura получила государственную помощь 135 миллионов долларов для плавильных заводов в Южной Австралии.
Оператор АЗС Shell и поставщик для австралийских сил обороны Viva Energy покупает нефть у Vitol. Представители Vitol, Viva Energy и Trafigura заявили, что их компании придерживаются действующего законодательства и санкций. В то же время они не подтвердили, что не продавали российские нефтепродукты австралийским компаниям, потребителям или государственным учреждениям. Представитель Trafigura отметил, что компания не работает с организациями под санкциями. Также представитель Vitol добавил, что компания придерживается строгой политики и стремится к прозрачным отношениям с властями во всех странах присутствия.
Министр иностранных дел Пенни Вонг призвала компании следить, чтобы их поставки не финансировали российское правительство.
"Австралийцы ожидают, что компании убедятся, что их цепи поставок не финансируют незаконное и аморальное вторжение России в Украину. Предприятия должны взять на себя эту ответственность и соответствовать этим ожиданиям", — заявила Вонг во время рассмотрения оценок Сената в октябре.
Она отказалась гарантировать введение дополнительных ограничений на торговлю, отметив, что правительству сложно отслеживать косвенные закупки. Как сообщил представитель Министерства иностранных дел и торговли Австрии, правительство страны сейчас оценивает возможные меры для дальнейшего давления на доходы России от продажи нефти.
Ранее сообщалось, что морские поставки российской сырой нефти резко упали, уменьшившись больше всего с января 2024 года. Это произошло из-за санкций США, которые заставили главных покупателей избегать московской нефти. Разгрузка пострадала больше загрузки, потому что на танкерах накопилось большое количество нефти, ожидающей продажи.
Также недавно Австралия ввела дополнительные меры для ограничения доходов России от нефти. Правительство снизило предельную цену на российскую нефть и ввело санкции против 95 судов "теневого флота". Предельная цена на нефть РФ снижена с $60 до $47,60 за баррель. В МИД страны считают, что это приведет к падению рыночной стоимости российской сырой нефти и поможет лишить российскую экономику доходов от продажи нефти.
С 2022 года ЕС постепенно прекращал импорт российской морской сырой нефти, а с февраля 2023 года ввел значительные ограничения на нефтепродукты. Затем были пакеты санкций с расширением списков судов "теневого флота", а сейчас введен дедлайновый бан на LNG. Также США недавно ввели санкции против крупнейших российских нефтяных компаний. Но поможет ли это свергнуть "нефтяную империю" Кремля? Читайте в статье "Двойной удар. Как синхронные санкции ЕС и США повлияют на нефтяную империю Путина" Олега Саркица.
