Представьте, если бы к середине июля нескольких олигархов и чиновников обвинили в коррупции, а их активы конфисковали бы. К сожалению, ничего из этого не случилось.
Об этом пишет эксперт Atlantic Council и почетный профессор Школы управления Роджерса в Университете Рейрсона Диан Фрэнсис, замечая, что Украина проигнорировала конечный срок запуска антикоррупционного суда, который был назначен на 14 июня МВФ. Вместо этого президент Петр Порошенко и другие члены правительства выкручивались, чтобы избежать реформ ради сохранения более выгодной позиции перед очередными выборами.
Но это также и потеря возможности для Украины. Суд стал бы сигналом для мира, что верховенство права в стране побеждает. МВФ выделило бы очередной миллиард долларов помощи, а ЕС - еще 600 миллионов евро. Кроме того, антикоррупционный суд убедил бы иностранных инвесторов, которые бы привели свой капитал в Украину, что пошло бы на пользу ее экономике.
Укрепление верховенства закона позволило бы привлечь к ответственности олигархов, их прихвостней и продажных чиновников. Это позволило бы очистить систему, привело бы к уплате налогов и конфискаций за уклонение от этого.
Но такой сценарий выглядит невероятно. Олигархия избрала путь затягивания реформ, подавления антикоррупционных активистов и оппонентов, а также пытается манипулировать Евросоюзом.
На прошлой неделе, например, президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер оговорился, что президент Украины Петр Порошенко уверял его в том, что антикоррупционная палата лучше справится с задачей, чем независимый суд. Европейский чиновник отказался потом от этих своих слов, но сомнения остались.
Нынешняя судебная система в Украине прогнила, и так называемая "палата" будет такой же. По состоянию на июль НАБУ подало 75 дел, но до суда дошло лишь 18 из них, которые касались в основном мелких коррупционных схем. Никто из высокопоставленных чиновников не был осужден. Существуют даже спекуляции на тему, что команда Порошенко решила отказаться от миллиарда долларов МВФ, рассчитывая получить 600 миллионов евро, которые ЕС пообещал.
Поэтому международное сообщество должно начать играть более жестко. Без давления преступники будут продолжать процветать и держать избирателей на крючке. Эксперт перечисляет, что международные институты должны требовать от Украины.
Прежде всего, по мнению автора, МВФ не должен давать ни цента Киеву до тех пор, пока антикоррупционные суды не заработают, а также стоит подумать о штрафах за невыполнение требований. Во-вторых, Евросоюз тоже не должен давать ни одного евро до запуска антикоррупционных судов. Брюссель должен установить крайнюю дату для запуска судов, а также пригрозить Киеву приостановкой безвизового режима в случае невыполнения требования. Также МВФ и ЕС стоит скоординировать свои действия в Украине, чтобы не противоречить друг другу. Специальный представитель США в Украине Курт Волкер должен тоже четко заявить о требовании запуска антикоррупционных судов, которые должны заработать до того, как США передадут любую новую финансовую или военную помощь. А тем временем, антикоррупционная полиция и прокуроры могут предложить большую награду тем, кто разоблачает коррупционную деятельность других чиновников. Также можно предложить амнистию тем, кто добровольно признает нарушение, раскроет свои активы и доходы по всему миру за пять лет, а потом заплатит налоги за эти годы.
"Единственная правильная стратегия для Украины кроются во внешних событиях и давлении, которые заставляют элиты пользоваться лучшими мировыми методами, которые заставляют их делать правильные вещи", - говорится в статье.
Ранее посол ЕС назвал единственный критерий эффективной борьбы с коррупцией. По словам Хьюга Мингарелли, Справедливые приговоры и возврат средств - это единственные индикаторы того, что Украина действительно готова привлечь коррупционеров к ответственности.
13 июля председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер в ходе саммита Украина-ЕС сообщил о том, что Евросоюз не настаивает на создание в Украине отдельного антикоррупционного суда, но указывает на необходимость создания специальной антикоррупционной палаты в рамках действующей судебной системы.