По ее словам, финансировать учреждения для детей-сирот и лишенных родительской опеки, независимо от формы их собственности, предлагается из государственного, областного и коммунального бюджетов.
"Какие типы учреждений могут быть негосударственными? Находящиеся в собственности общественных организаций, религиозных общин, частной. Типовое положение о таких учреждениях утверждено Кабмином в 1998 году. Там написано, что содержание учреждения и проживающих в нем детей осуществляется за средства учредителя. То есть, очевидно, нас ожидают радикальные изменения", - объясняет Волынец.
Эксперт указывает на то, что на сегодня принцип "деньги ходят за ребенком" не работает, поскольку когда человек получит право выбирать, учреждения, где оказывают некачественную услугу, попадут в ситуацию отсутствия финансирования. Бюджетная политика в стране построена так, что финансируются учреждения, а не человек. Человека у нас финансирует пенсия и социальные выплаты.
"Если говорить о семейных формах устройства, то деньги на ребенка получает опекун, приемный родитель или родитель-воспитатель. Но чтобы он их получил, вначале должно быть решение об устройстве туда ребенка. В период между тем, как ребенок стал сиротой, и тем, как он попал в приемную семью, деньги на него не будет получать никто. И едва ли не единственным выходом для него является учреждение, где деньги есть всегда. Учреждения финансируются в зависимости от количества мест, на которые они рассчитаны.
Поэтому так тяжело бороться с интернатами. Их животворная основа - гарантированное финансирование из госбюджета, 80% которого расходуется не на потребности ребенка, а на помещения и персонал. При этом содержание ребенка обходится там значительно дороже, чем в приемной семье.
Не надо выставлять строгие даты по закрытию интернатов. Нужно просто изменить финансирование учреждений, и наконец внедрить принцип "деньги ходят за ребенком". Государство должно финансировать ребенка с того момента, как признает его сиротой или лишенным родительской опеки. Кто непосредственно будет получать эти деньги - вопрос второй. Тогда тот, кто в данный момент находится рядом с ребенком, будет понимать, что у ребенка есть определенная сумма ежемесячно, и исходить следует не из того, куда отдать ребенка, чтобы его там кормили и поили, а из того, где ребенок получит наилучшую, необходимую для него услугу. Если нужен приют, ребенок принесет деньги туда. Но как только райгосадминистрация решит ребенка из приюта забрать, то заберет его вместе с деньгами", - добавляет Волынец.
Подробнее о реформе деинституализации в Украине читайте в интервью Аллы Котляр с экспертом по защите прав ребенка Людмилой Волынец "Президент и дети. Красиво, но нечестно" для читателей ZN.UA.