Профессиональная реализация в науке в Украине является еще менее вероятной, а полноценное использование возможностей Европейского исследовательского пространства и международного сотрудничества остается невыполнимым, пишет в своей статье для ZN.UA член рабочей группы Национального совета по развитию науки и технологий Юлия Безвершенко.
На сегодняшний день ряд актов Кабинета министров отсутствуют или требуют существенной доработки. Проблема, прежде всего, в практике жизни, когда конкретный ученый должен выдумывать какие-то хитроумные способы, чтобы воспользоваться очень скромными государственными возможностями для профессионального развития.
"Еще с начала 2016 года нужно было проводить консультации с учеными и специалистами, которые отвечают за администрирование и регулирование соответствующих процессов. Садиться за один стол и в открытой дискуссии формировать жизнеспособные решения: от научных стажировок до администрирования международных грантов", - отмечает эксперт.
По многим из этих вопросов сейчас ведется интенсивная работа, но почему надо было ждать конца 2019 года, задается вопросом эксперт.
При этом интеграция национального исследовательского пространства в Европейское исследовательское пространство (ЕИП) путем реализации его приоритетов буксует с 2015 года. Хотя обеспечение такой интеграции государством прописано в законе о научной и научно-технической деятельности.
"Это вопрос, который за время нашего членства в ЕИП, то есть с 2015 года, почти не сдвинулся с места. А рамочная программа Евросоюза по исследованиям "Горизонт-2020", благодаря ассоциированному участию в которой мы и получили ряд возможностей, уже подходит к концу", - пишет член Нацсовета.
Следует надеяться на системную работу в этом направлении рабочей группы Национального совета по развитию науки и технологий, научного комитета и МОН, а также на политическую поддержку этого приоритета со стороны правительства.
Новыми вызовами являются присоединение Украины к следующей рамочной программе "Горизонт Европа" и ряд действий по согласованию политик в сфере науки с теми, которые действуют или разрабатываются в ЕС. Но очень обидно, что в 2020-м украинские ученые начинают новую страницу, не имея надежного фундамента результатов системных действий с 2016 года.
"Итак, ученым стало жить хуже, но в следствие ли реформы? Нет, ведь большая часть существенных новаций осталась пока лишь на бумаге или начала внедряться лишь в течение последних года-полтора", - считает автор.
По ее мнению, хуже стало из-за бездеятельности или недостаточно качественного исполнения правительствами своих обязанностей в 2016–2019 годах. А также из-за инертности научной системы в целом, что в сочетании с недостаточной способностью государства выполнять законы и нехваткой финансирования приводит к стагнации научной сферы.
"Это история и об отсутствии политического лидерства в отношении науки на протяжении длительного времени, и о том, что реформы не делаются бесплатно. На трансформацию системы нужны ресурсы. Энтузиазма десятка небезразличных людей для смены государственной системы и многолетних практик недостаточно", - отмечает Безвершенко.
С другой стороны, реальность 2020 года вместе с потерянными годами и возможностями, но и с приобретенным опытом и его анализом, требует одновременного запуска и реформы науки 2.0. Речь идет о структурных реформах – реформе отраслевых академий наук и эволюционных изменениях в Национальной академии наук.
Эти изменения уже нарабатываются, вызревают и могут и должны быть запущены параллельно. От их качества и скорости внедрения зависит действительно многое, если не все.
Подробнее о реформе науки в Украине и путях выхода из кризиса читайте в материале Юлии Безвершенко "Реформа науки 1.0: недостатки дизайна или внедрения?".