"Мы уверены, что просветительская кампания здесь чрезвычайно важна", - рассказал он в интервью ZN.UA.
В рамках флешмоба "Спроси ребенка о буллинге" специалисты офиса образовательного обмудсмена рассказывали, на что обращать внимание, когда ребенок приходит из школы, и как правильно вести разговор о буллинге.
"Разговор: "У тебя все нормально в школе?" - "Угу", - ничего не даст. Спрашивать надо иначе. Мы сформулировали три десятка ключевых вопросов. Например: "Что тебя сегодня порадовало в школе? А что огорчило? С кем ты сегодня хорошо пообщался? От чего у тебя сегодня плохое ощущение?" и т.п.", - пояснил Горбачев.
По словам омбудсмена, многие вещи, которые в Украине принято считать "привычными", на самом деле являются проявлениями буллинга. Например, такие фразы, как "Все сидят, звонок – для меня, а не для вас!" или "Никто на перемену не выйдет, пока я не разрешу".
Фактический рабочий день ребенка (с учетом домашних заданий и кружков) больше чем у взрослого –11-12 часов, и отбирать у него право на отдых – это буллинг, поясняет Горбачов.
"Или, например, ребенка не отпускают в туалет на уроке. Это уже не просто буллинг, а физическое издевательство, которое может нанести ущерб здоровью", - добавляет он.
При этом большинство учителей – ответственные люди, профессионалы своего дела, которые доброжелательно относятся к детям, считает образовательный омбудсмен.
"Но, к сожалению, иногда в школах случаются эпизоды, когда учитель провоцирует буллинг, разделяя учеников на любимчиков и аутсайдеров, навешивает на них ярлыки, чем создает конфликтную ситуацию в детском коллективе и обостряет ее. Или даже сам учитель может буллить ребенка. И инициаторами буллинга бывают не только учителя, но и дети, и родители", - резюмирует он.
Подробнее о ситуации с буллингом в украинских школах и мерах борьбы с этим явлением читайте в интервью Оксаны Онищенко с образовательным омбудсменом Сергеем Горбачевым в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".