Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Ольга Дмитричева. Автор указывает, что законопроект Минздрава "О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств" предлагает новые механизмы финансирования отрасли:
- переход на закупку медицинских услуг через единого национального заказчика;
- введение с 2018 г. возможности официальной сооплаты за услуги вторичной (специализированной) и третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи;
- внедрение государственного гарантированного пакета медицинских услуг и лекарственных средств.
При этом, предусмотренное законопроектом создание центрального органа исполнительной власти, который "реализует государственную политику в сфере предоставления медуслуг и лекарственных средств", вызвало самую острую критику противников реформы.
"За Национальной службой здоровья, как пока неформально называют этот орган, предлагается закрепить объемные полномочия. Помимо выполнения роли страховщика, она будет проводить анализ и прогнозирование потребностей населения в медуслугах и лекарственных средствах; выполнять функции их единого национального заказчика; мониторить условия, результаты и сроки предоставления медуслуг; заключать, изменять и прекращать договоры о медицинском обслуживании населения и о реимбурсации", – говорится в статье.
Помимо этого, службу хотят наделить значительными контрольными функциями, поручив ей следить за использованием средств в рамках бюджетных программ, а также за соблюдением врачами и медучреждениями договоров о медицинском обслуживании населения.
"Если к этому всему добавить возможность получения и обработки информации о застрахованных лицах (в том числе о состоянии здоровья, диагнозе, результатах медобследования), то возникает вероятность создания такого себе финансово-бюрократического монстра с практически неограниченными возможностями. К тому же трудно отделаться от вопроса: а чем же останется заниматься Министерству здравоохранения?", – указывает автор.
Эксперт Института социально-экономических исследований Игорь Яковенко считает создание данного органа неоправданным.
"Я не вижу, чем он в принципе будет отличаться от Министерства здравоохранения. Точно такой же орган власти, такие же чиновники. Мы только несем дополнительные затраты на обеспечение его кадрами, помещением, автомобилями и т.д.", – констатирует он.
По мнению специалиста, для выполнения функций страховщика и распорядителя средств, которые будут идти на медобслуживание, достаточно создания подразделения в составе министерства.
Сомневается в целесообразности создания такого органа и Главное научно-экспертное управление Верховной Рады Украины.
"Указав на порочность практики, когда в законе определяются полномочия несуществующего органа исполнительной власти, парламентские юристы констатировали отсутствие правовых предпосылок для его формирования", – отметила Дмитричева.
Подробнее о проблемах проекта медицинской реформы, предложенного Минздравом, читайте в статье "Медицинская реформа по-украински: если нет денег - надо извлечь прибыль" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".