Ситуация на линии фронта не дает ни малейшего представления о том, когда и как может закончиться война России против Украины. Но растущая группа компаний постепенно увеличивает свое присутствие на местах в Украине, и это может стать самой большой инвестиционной возможностью, по крайней мере, со времен Второй мировой войны, когда это произойдет, сообщает Bloomberg.
Правительство, руководители и инвесторы позиционируют себя как ожидающие реконструкции, которая, по оценкам Европейского инвестиционного банка, может составить более 1 триллиона долларов государственного и частного капитала. С поправкой на инфляцию, это более чем в пять раз больше, чем финансируемый США План Маршалла, вызвавший промышленный ренессанс в Европе после поражения Германии.
Взгляд на восстановительные работы по всей Украине — даже в условиях продолжающихся уже третий год боевых действий — дает представление о том, как могут выглядеть масштабные усилия. Турецкие компании восстанавливают мосты и дороги, снабжают генераторы энергии и мобильные госпитали, надеясь, что будут иметь преимущество, когда начнется конкуренция за большие контракты. Однако пока мало что из этого рассчитано на долгосрочную перспективу и больше на латание "шрамов" от боевых действий.
Немецкие и австрийские компании планируют предприятия в инфраструктуре и обороне, JPMorgan Chase & Co. ждет рабочие группы для "предпроектного планирования", а Дания пока выделила 130 миллионов долларов на восстановление судостроительного хаба в Николаеве.
По оценкам министра экономики Украины Юлии Свириденко, от мин и других боеприпасов пострадали 156 тысяч квадратных километров — территория, которая почти вдвое больше Австрии. По этим причинам человек, ответственный за проект восстановления в Украине, говорит, что пока не может нарисовать картину того, какой будет его страна после войны. Также следует обдумать как гарантировать, что российские агрессоры не вернутся, если будет достигнуто какое-то мирное соглашение.
На местах ведется работа, направленная на поддержание жизнедеятельности страны, а также подготовку к реконструкции. Украинские энергетические компании заделывают поврежденную инфраструктуру, а сельскохозяйственные компании восстанавливают элеваторы и транзитные пути.
Немецкий производитель строительных материалов Fixit в прошлом году открыл новую производственную площадку на западе Украины, а химическая компания Bayer AG объявила об инвестициях в производство семян. Австрийская компания Waagner-Biro Bridge Systems, которая производит модульные стальные путепроводы, пересекающие реки и долины, уже начала производство на заводе в Западной Украине. Генеральный директор компании Рихард Кершбаумер сказал в интервью в прошлом году, что "работы хватит на десятилетия".
Учитывая, откуда будут поступать деньги, американские и европейские компании, вероятно, получат большую часть контрактов, когда они появятся. Турция, однако, между тем продвигается вперед.
За два года войны турецкие строительные подрядчики завершили 70 проектов в Украине на общую сумму около 1 миллиарда долларов, заявил в начале этого года министр торговли Турции Омер Болат. Самая крупная из них, Onur Group, ремонтирует подорванные мосты, такие как мост в Ирпене на окраине Киева. В сотрудничестве с южнокорейской Samsung C&T Corp. Onur Group также строила в Украине мобильные госпитали. Впоследствии компания хочет возобновить реконструкцию Международного аэропорта "Днепр", а также некоторые проекты строительства автодорог.
"У нас здесь более 4 000 единиц техники, и мы преданы Украине и никогда не думали о том, чтобы оставить ее", — сказал Эмре Караахметоглу, генеральный координатор компании в Украине.
Европейский банк реконструкции и развития, предоставивший Украине 3,8 миллиарда евро финансирования с начала войны, отметил, что фокус должен быть не только на деньгах, но и на людях. Действительно, успех крупнейшего инвестиционного проекта со времен Второй мировой войны требует терпения украинцев.