Президент предлагает сократить сроки судебного рассмотрения семейных споров

14 октября, 2019, 15:51 Распечатать

На самом деле никто не просчитывал, сколько нужно семейных судов.

Во втором пункте президентского указа "О некоторых вопросах обеспечения прав и законных интересов детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, развития и поддержки семейных форм воспитания" речь идет о разработке законопроекта по сокращению процессуальных сроков судебного рассмотрения дел, касающихся усыновления, установления опеки, попечительства, лишения родительских прав, изъятия ребенка из семьи без лишения родительских прав. Об этом в комментарии для ZN.UA сказала Людмила Волынец, бывшая замминистра Министерства по делам семьи, молодежи и спорта.

"Это вопрос внесения изменений в Гражданско-процессуальный кодекс, относящийся к компетенциям Минюста, Верховного суда, Уполномоченного по правам человека, — комментирует Людмила Волынец. — На самом деле то, что сегодня происходит в судебных производствах по лишению родительских прав, усыновлению и т.д., связано не с нормой закона. А с тем, что суды в "недоделанной" реформе просто не имеют достаточно судей и работающих судов. И передать такие дела в другой суд нельзя. Так что от того, что мы напишем, к примеру, что рассмотрение таких дел не должно длиться более двух месяцев, ничего не поменяется. Проблема гораздо сложнее и, помимо прочего, связана еще с разнобоем между социальными структурами и судебными органами власти. Так, по данным Минсоца, в прошлые годы треть поданных на протяжении года исков о лишении родительских прав вернулась либо без принятия решения, либо с отказом".

По словам эксперта, многие заявляют, что семейные суды – это страшно дорого, а потому – из области фантастики. Но на самом деле никто не просчитывал, сколько нужно таких судов.

"Мне кажется, многие вопросы решились бы, если бы мы создали такие суды как, например, во Франции, где есть судьи, работающие 24 часа. Когда возникает ситуация, при которой ребенка нужно изымать, то, в моем представлении, эти решения должен принимать не орган опеки и попечительства, а такие судьи. То, что делает служба по делам детей и органы опеки и попечительства, на что жалуются родители, которые воюют между собой, - все это должно быть в компетенции отдельного судьи, принимающего решения.
Тогда и патронат звучит по-другому. Судья, изымая ребенка из проблемной семьи, говорит родителям: "За полгода, пока ваш ребенок находится в патронатной семье, вы обязаны сделать ремонт в квартире, найти работу, вылечиться от алкоголизма. Придете ко мне через пять месяцев. И если вы все это сделаете, то я своим решением верну вам ребенка". Патронат к нам привезли из стран, где есть семейный суд. Поэтому он у нас так проблемно функционирует. Орган опеки и попечительства его не тянет. Но семейные суды у нас не рассматриваются даже гипотетически", — отмечает Волынец.

Она говорит, что этот указ является протоколом пожеланий приемных родителей, родителей-воспитателей и усыновителей. Но для тех, кто будет его выполнять и выписывать законодательство, это очень слабый документ. В том, что красиво написано, мало реальности, прежде всего потому, что нет методик. 

"Исполнителей для всего упомянутого в этом указе нет. Поэтому, скорее всего, из него будет исполнен только первый пункт. Несмотря на то, что даже при массе проблем и упавших за последние годы объемах усыновления, украинцы усыновляют в год около 1350 детей, а иностранцы – до 350, сегодня нас больше заботят 350", — подчеркивает собеседница.

Подробнее читайте в статье Аллы Котляр "Судьбы на экспорт? или Приоритеты президентского указа о детях" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".

По материалам: ZN.UA /
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1277, 11 января-17 января Архив номеров | Содержание номера < >