Никто в Украине не сможет сказать, сколько реально сантехников, водителей, электриков, слесарей или медсестер сейчас нужно в каком-то конкретном городе или стране в целом. Даже в довоенные времена никто не мог ответить на этот вопрос, а тем более сделать реальный прогноз на пять или десять лет. Без реальных данных о человеческих ресурсах, их возрасте, месте проживания и квалификации невозможно спрогнозировать ближайшее будущее — именно поэтому этот вопрос важен. Украине нужен национальный HR-менеджер. И вот что он должен делать.
В Великобритании до 2032 года нужно будет 70 тысяч сантехников, в Германии сегодня не хватает 17 тысяч электриков и электротехников, а в США — 60 тысяч водителей грузовиков. Но никто не сможет сказать (по крайней мере публично) о масштабах нехватки специалистов конкретной квалификации в Украине. Поэтому выглядят несерьезно заявления о том, сколько иностранцев нужно привлечь в Украину, а государственный заказ на подготовку специалистов часто представляется необоснованным и оторванным от реальной потребности.
Задача № 1 для национального HR-менеджера — составить и вести баланс трудового потенциала
Показательным может быть период восстановления послевоенной Западной Германии. Сразу после капитуляции домой вернулись больше 5 из 11 миллионов немецких военных, находившихся в плену в лагерях Франции, Бельгии, Нидерландов, США, Великобритании и СССР. Возвращение военнопленных в основном закончилось в 1948 году. К тому времени правительство Западной Германии максимально задействовало имеющийся человеческий ресурс.
Но для сохранности темпа экономического роста не хватало людей. Поэтому Германия согласилась на предложение Италии привлекать сезонных работников — первое для Германии такое межправительственное соглашение было подписано в 1955 году. Первый пункт соглашения предполагал, что правительство Западной Германии должно дать «заявку» на поиск определенного количества работников по определенным специальностям. То есть составили баланс трудовых ресурсов: определили, сколько работников, какой специальности есть, скольких нужно привлечь.
Даже сегодня стандартные немецкие подходы к ведению статистики кажутся нам невероятными. Немецкие правительственные структуры имеют данные о 1,3 миллиона украинских мигрантов, из которых 768 тысяч — люди трудоспособного возраста. 100 тысяч украинцев прошли интеграционный курс, 65 тысяч учатся.
Нехватка данных о трудовом потенциале часто делает невозможным принятие обоснованных решений. Например, мы не можем оценить численность основных резервных групп для инклюзивного рынка труда: украинцев в Европе, внутренне перемещенных лиц, людей с инвалидностью и трудоспособных пенсионеров. Соответственно, мы не можем понять, а нужно ли привлекать иностранных работников и с какой квалификацией.
Например, данные об украинцах в Европе мы получаем от правительств Германии, Польши, Чехии и Великобритании — они скрупулезно ведут статистику по количеству, возрасту, полу вынужденных украинских мигрантов. Сегодня никто не сможет предоставить развернутую информацию о ВПЛ. После последних скандалов вообще трудно сказать, сколько в Украине живет «настоящих» людей с инвалидностью. По состоянию на конец 2022 года их было 2,5 миллиона. В середине 2023 года называли цифру 2,7 миллиона, а в конце 2023 года заявили, что за время большой войны в Украине количество людей с инвалидностью выросло на 300 тысяч, до 3 миллионов.
Значительная часть массива информации о трудовых ресурсах — это кривое зеркало. Поэтому задача № 1 для национального HR — составить и постоянно обновлять детальный баланс трудового потенциала Украины.
Задача № 2 — прогнозирование потребности в профессиональных кадрах
К сожалению, ни один человек в Украине не может сказать, сколько реально нужно водителей грузовиков, электриков или сантехников. Все, что мы имеем, — это какое-то количество объявлений о вакансиях на сайтах рекрутинговых агентств и Государственного центра занятости. Этой информации недостаточно для принятия обоснованных решений о перепрофилировании безработных или подготовке выпускников школ, переобучении взрослого населения или привлечении иностранцев.
Если говорить о каких-то прогнозах, то единственный их источник — Министерство экономики, которое составляет среднесрочный прогноз потребностей в специалистах и рабочих кадрах. Опубликованный уже после полномасштабного вторжения, в конце 2023 года прогноз вызвал много замечаний, поскольку содержал предложения прямо противоположные реальности. Например, по прогнозу правительства, более 10% нужных специалистов и производственных кадров — это руководители и менеджеры предприятий и организаций, а прогнозируемая доля необходимых квалифицированных сельскохозяйственных работников — 0,27%, на уровне статистической погрешности.
Государство обманывает само себя и общество, используя для прогнозирования потребностей рынка труда в 2024–2027 годы неактуальную методику 2013 года, поскольку она не учитывает последствия пандемии, вызванный полномасштабным вторжением дефицит кадров и масштабы послевоенного восстановления.
На базе этого прогноза Минэкономики составляет план по подготовке специалистов. В июне 2024 года Минэкономики утвердило план госзаказа по конкретным специальностям на 2024/2025 учебный год, но есть много вопросов по адекватности данных. В частности, план предусматривает прием на обучение за государственные средства 220 медсестер. Из аналитической системы Конфедерации работодателей Украины известно, что кроме госзаказа еще 1018 подростков получают профессию за средства родителей. Всего в этом году начали приобретать специальность медсестры/медбрата 1244 студента. При этом официальная статистика за 2024 год утверждает, что Украине уже сейчас нужно в 80 раз больше медбратьев и медсестер — 100 тысяч.
Похожая ситуация и в других сферах. Поэтому задача № 2 для национального HR-менеджера — разработать адекватные инструменты для прогноза состояния рынка труда. Нужна такая система, как в Германии или Великобритании.
Задача № 3 — оперативное обеспечение кадрами потребностей критической инфраструктуры
Каждый руководитель города или территориальной громады должен знать количество специалистов, нужных сегодня для обеспечения функционирования критической инфраструктуры. И не только количество, но и их квалификацию, возраст выхода на пенсию, возможности ближайших заведений профессионального образования учить таких работников и повышать их квалификацию. Соответствующие методики есть — здесь главное начать работать уже сейчас, потому что подготовка специалистов — это работа не одного дня или месяца. Поэтому составление такого критически важного баланса трудового потенциала может стать основой для задач № 1 и 2.
Кто должен быть этим национальным HR-менеджером? В США вопросами рынка труда занимается Федеральное бюро статистики труда и Департамент труда, в Германии — Институт исследования рынка труда и профессий. В Украине существуют несколько учреждений, которые выполняют сервисные функции (соблюдение условий труда, выполнение квот по трудоустройству, трудоустройство безработных, занятость), но ни одного, которое эффективно формировало бы общую и сводную политику с доказательным эффектом. К сожалению, с таким отношением к знанию трудового ресурса достоверность проведения быстрого и качественного восстановления становится все меньше.
Нужно бежать изо всех сил, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать хотя бы вдвое быстрее — это формула достижения целей от Льюиса Кэрролла. И она актуальна для Украины.