Новый учебный год начнется 1 сентября в условиях полномасштабного вторжения России, поэтому родителям, учащимся и учителям предстоит быстро адаптироваться к новым правилам.
Психолог Екатерина Гольцберг в разговоре с медицинским экспертом Unicef Екатериной Булавиной рассказала, как родители и учителя могут помочь детям, которым придется учиться в условиях нестабильности.
Что нужно знать родителям, если ребенок будет учиться очно
На первом месте должна быть безопасность ребенка. Родителям лучше заранее посмотреть на укрытия, чтобы понимать, в каких условиях будет находиться их сын или дочь.
Во-вторых, следует учесть состояние ребенка. Проанализировать, как он реагирует на сирены, не будет ли бояться идти в школьное бомбоубежище, не будет ли от этого в ступоре или не попытается ли убежать.
Психолог подчеркнула, что если родители понимают, что их ребенок может отказаться спускаться в укрытие, то лучше все же оставить его дома на "дистанционке".
Но если ребенок пойдет в школу, то там он гарантированно спустится в укрытие. А вот подросток, который останется дома, не факт, что это сделает.
Что нужно сделать учителю перед началом учебы
Лучший вариант – провести с учениками репетицию ситуации, когда нужно спускаться в убежище, отработать алгоритмы действий еще до того, как такая ситуация наступит. В идеале это должна быть учебная тревога, во время которой дети видят, что будет происходить, кого нужно слушать, что делать, а что не стоит.
Ведь ребенок, например, может растеряться и начать звонить по телефону родителям. Родители же должны заранее сказать ребенку, что в этой ситуации за него отвечает конкретный учитель и именно к его инструкциям нужно прислушиваться. Делегировать ответственность учителю в глазах ребенка очень важно.
Может случиться ситуация, когда ребенок не хочет уходить, и учитель должен понимать, как действовать. К примеру, дать возможность позвонить родителям и спросить, что делать. Иногда под руководством матери ребенок может сделать то, что откажутся делать под руководством учителя. Поскольку для разрешения ситуации у учителя есть считанные минуты, он не должен теряться.
Как учителю помочь адаптироваться новым учащимся
Многие дети переселенцев пойдут в этот учебный год в новые школы. Психолог подчеркнула, что обязанность классного руководителя – знать, не погиб ли у ребенка кто-нибудь из родственников и что вообще ребенок пережил. Эта информация необходима для понимания учителем, как может повлиять на состояние нового учащегося то или иное событие.
Конечно, учитель должен познакомить детей. Важно, чтобы новенький пытался влиться в коллектив, не оставался в стороне. Ребенок должен рассказать о себе то, что сочтет нужным. Если он немного фантазирует – при нынешних обстоятельствах на это не нужно обращать внимание.
У детей, имеющих травматический опыт, могут проявляться в поведении неожиданные отрицательные черты. В таком случае учителям не следует наказывать ученика, вместо этого нужно сообщить родителям. Например может быть, что ребенок, некоторое время голодавший, начал брать чужую пищу. За это наказывать не нужно, а лучше обратиться к специалистам за помощью.
Советы для родителей чьи дети учатся дистанционно
Главные критерии при выборе формы обучения – психологическое состояние ребенка и его безопасность.
Чтобы облегчить процесс онлайн-обучения, родителям следует ввести четкие правила и обеспечить физическую активность.
Часто родителям кажется, что их ребенок недостаточно активен во время онлайн-уроков. Здесь нужно помнить, что главное – его психологическое спокойствие и обеспечение того, чтобы информация попала к ученику. А родительское побуждение к активности может сработать как раз наоборот.
Если родителей очень тревожит вопрос активности их ребенка на уроке, то об этом следует поговорить с учителем. И эта просьба не должна выглядеть как требования к преподавателю.
Если ребенок постоянно выключает камеру во время урока, то это тоже не проблема. Часто учащийся может быть занят чем-то посторонним, но это не значит, что он не слышит, что ему рассказывают.
Родителям следует поговорить с ребенком о работе камеры, выяснить, в чем причина отказа ее включать и подумать, следует ли настаивать на ее работе. С одной стороны, учителю удобнее излагать материал, когда он видит глаза детей. Но и личный подход в этом вопросе тоже нужен.
Симптомы свидетельствующие, что ребенку нужна помощь психолога
- Замирание. Когда ребенок вроде бы «отключается» и не функционирует. Учитель задает ему какой-то простой вопрос, а ребенок будто отсутствует. Это может означать, что он охвачен какими-то мыслями, переживаниями.
- Ребенок делает какие-то необычные вещи. Скажем, проявляет сильную агрессию или постоянно бегает в туалет (учитель не должен это запрещать, но сообщить родителям обязан), какие-то тиковые расстройства – когда она дергает себя за волосы, грызет ногти, часто мигает (дома это может не проявляться). Ребенку об этом учитель говорить не должен.