С развитием глобализационных процессов международная академическая мобильность достигла значительных масштабов: по данным Института статистики ЮНЕСКО, в 2019 в мире было около 5,5 миллиона иностранных студентов, 72 тыс. из которых учатся в Украине. Об этом в своем материале для читателей ZN.UA пишут ректор ХНУ им. Каразина Виль Бакиров и эксперт по аккредитации образовательных программ НАОКВО Марк Агарков.
Пандемия смешала все карты: международные программы и обмены студентов приостановлены, многие международные студенты были вынуждены вернуться домой.
По исследованию QS, коронавирус повлиял на планы половины студентов, хотевших учиться за границей. Поэтому университеты ищут новые пути привлечения международных студентов. Все большую популярность приобретают виртуальные обмены, позволяющие соискателям высшего образования из разных стран, не покидая свои дома, получать опыт обучения в зарубежных заведениях. Одной из самых распространенных методик является совместное международное онлайн-обучение (Collaborative online international learning, COIL). Согласно опросу международной ассоциации университетов, 60% высших учебных заведений сообщили, что COVID-19 увеличил виртуальную мобильность и/или совместное обучение в Интернете как альтернативу физической мобильности студентов.
Многие заведения высшего образования испытали финансовые трудности из-за сильной ориентированности на международных студентов. Существенно уменьшилось количество получателей образования из Китая и Индии. По результатам опроса, 48% китайских и 54% индийских студентов отложили обучение за границей минимум на год, что вызвало серьезные финансовые проблемы для многих университетов, ведь студенты из этих стран составляют большинство международных студентов в мире. Например, в 2018/2019 учебном году в США получатели высшего образования из Китая и Индии составляли 67,7% международных студентов. Подобная история в Австралии, Новой Зеландии, Канаде и Великобритании, — в каждой из этих стран большинство иностранных студентов из Китая и Индии.
Когда мы обсуждаем последствия пандемии для стран, то обычно имеем в виду экономику медицину, здоровье граждан. Между тем, не менее серьезные последствия пандемия будет иметь и для высшего образования. Ведь переходом на занятия в режиме онлайн дело не ограничится. Существующие модели высшего образования могут испытать под влиянием пандемии таких глубоких изменений, что не смогут восстановиться в своем прежнем виде. Как оценивают будущее университетов международные эксперты - читайте в статье Виля Бакирова и Марка Агаркова «Пандемия может навсегда изменить высшее образование».