С момента обретения Украиной независимости все украинские церкви существовали в рамках своеобразной византийской симфонии – имели достаточно крепкие отношения с государством. Однако события Революции Достоинства поставили церковь перед выбором: или поддерживать государства, или поддерживать общество, ситуации "и так и так" быть не могло, пишет профессор университета Лойола Мэримаунт (Лос-Анджелес), архимандрит Кирилл Говорун в своем материале для ZN.UA.
"У Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви был стабильный партнер: украинский президент. Для Украинской православной церкви партнеры менялись: когда симфоническим партнером не хотел быть президент, который сидел на Банковой, она искала симфонии президентом в Кремле. Что касается Украинской греко-католической церкви, - хотя симфония с государством не отвечала общим рамкам католической социальной доктрины, на местном уровне в симфонических стремлениях она часто не уступала православным сестрам. Майдан, как было указано, разрушил эту двумерную идиллию...", – отмечает автор.
На Майдане церкви по крайней мере продемонстрировали, что выбирают общество, образовав таким образом новую конструкцию – "церковь-общество-государство". Впрочем, отмечает Говорун, эта конструкция оказалась непрочной, так как некоторые церкви поменяли местами общество и государство, после чего одни "стороны" этого "треугольника" начали удлиняться, а другие – сокращаться.
"Отсюда, собственно, пожелание для церквей: сохранять все углы по 60 градусов, чтобы расстояние между ними было равным", – резюмирует автор.
Подробнее о проблематике постмайданных отношений государства, общества и церкви а также о том, как должны были бы выглядеть эти отношения читайте в материале архимандрита Кирилла Говоруна "Треугольник равновесия" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".