Эксперт по конституционному праву и бывший замглавы ЦИК Андрей Магера говорит, что предлагаемые в Избирательный кодекс изменения дают властям возможность отсеять нежелательных кандидатов на выборах под надуманным предлогом, что у этих кандидатов есть другое гражданство.
В качестве примера юрист с многолетним опытом работы в ЦИК приводит такую “многоходовку”:
Шаг первый: в ЦИК поступает заявление от какого-то гражданина, что некий кандидат имеет иностранное гражданство. Шаг второй: ЦИК обращается в Государственную миграционную службу за информацией. Шаг третий: ГМС отвечает, что информация проверяется, но по предварительным данным, такой гражданин и в самом деле имеет иностранное гражданство. Шаг четвертый: ЦИК принимает решение об отказе в регистрации кандидата или отмене регистрации зарегистрированного кандидата. Шаг пятый: снятый кандидат обращается в суд, включая ЕСПЧ. Шаг шестой: пока суд рассматривает иск, проходят выборы, в которых кандидат, независимо от решения суда, не участвует.
“Положение о том, что избирательная комиссия может принять решение об отказе в регистрации кандидата или отмене его регистрации на основе информации уполномоченного органа, что он, дескать, имеет гражданство другого государства, является крайне опасным в подобных законопроектах. Я уже молчу о том, что законопроект по противодействию и предотвращению угрозам национальной безопасности в сфере гражданства почему-то содержит изменения к Избирательному кодексу в части рассмотрения избирательных жалоб. Это полное шарлатанство, когда название об одном, а содержание — о другом!”, — возмущается Андрей Магера.
Детальнее о том, к каким ограничениям должны готовиться бипатриды, читайте в статье Владимира Кравченко “Двойное гражданство в Украине: что нужно знать об идеях Зеленского”.