Недавнее сообщение одного из украинских изданий, взрывной волной пронесшееся по Интернету, добавило адреналина в организмы и без того разнервничавшихся граждан — им померещилась в воде из своих кранов смесь цианистого калия с синильной кислотой. Фигурально говоря. Это «сообщение» в тот же день попало в Википедию, которая выводит на интервью заместителя министра здравоохранения Марины Слободниченко, где она затронула множество проблем отрасли, но только пассаж о качестве воды получил широкую огласку.
«Так какого качества в Украине должна быть питьевая вода? — ставит вопрос ребром высокопоставленный спикер. — ЕС требует от нас прописать это на уровне законов, чтобы урегулировать соблюдение определенных стандартов питьевой воды. Если мы сейчас это пропишем, как того хочет ЕС, то сразу по всей стране это приведет к тому, что питьевой воды у нас нет, а есть только техническая. Если потребитель пользуется технической водой, то он должен платить за нее меньшую стоимость. Упадут тарифы на воду, а значит, не будут поступать средства в бюджет. Чтобы привести эти стандарты в соответствие с европейскими, надо не просто написать их на бумаге, а реализовать. Но это большая проблема. Сколько времени и средств потребуется? Это проблема не одного года. И таких проблем много».
Какова на самом деле ситуация с качеством и стандартами воды в ЕС и Украине? Действительно ли наша вода не питьевая, а техническая? И почему власть манипулирует, политически, а не рационально играя тарифами?
Как дела с водой в ЕС
В ЕС стандарты питьевой воды регламентируются Директивой Совета 98/83/ЕС от 3 ноября 1998 года о качестве воды, предназначенной для потребления человеком (откровенно скажем, довольно архаичной, последние изменения вносились 15 лет назад). Перед статьей 1 изложено 34 оговорки (!), что отражает сложность учета всех обстоятельств по разным странам-членам в едином документе. Собственно стандарты качества питьевой воды устанавливаются в Приложении 1 Директивы, где отмечается, что национальные стандарты не могут быть менее строгими, чем в этом приложении.
Однако в статье 9 Директивы предусмотрена возможность исключений (отступлений, как написал переводчик): «Государства-члены могут предусмотреть отступления от параметрических значений, установленных в Приложении 1… при условии, что ни одно из отступлений не представляет потенциальной опасности человеческому здоровью, а также при условии, что снабжение воды, предназначенной для потребления человеком, на соответствующей территории не может осуществляться иначе…». Таким образом, подход ЕС достаточно гибок и предусматривает уменьшение требований к качеству воды. Что же именно установлено в Приложении 1?
Микробиологические параметры (E. сoli и другие возбудители болезней) — семь позиций. Химические параметры — 26 позиций. Индикативные параметры — 20 позиций. Последние два раздела включают химические элементы, соединения и общие характеристики воды. Отметим отдельно, что точность определения параметрических значений по Директиве ЕС колеблется от 10 до 25%, что, прошу прощения за тавтологию, достаточно неточно. Уместно теперь сравнить эти стандарты и требования с такими же, установленными в Украине.
Учите матчасть!
Так неоднократно говорил товарищ майор у нас на военной кафедре, что, впрочем, актуально для всех других предметов, изучаемых в университете. На этот раз матчасть изложена в приказе Минздрава №400 от 12.05.2010, известном всем санитарным врачам Украины: «Об утверждении Государственных санитарных норм и правил «Гигиенические требования к воде питьевой, предназначенной для потребления человеком». При этом все параметры представлены для трех отдельных групп источников воды — водопроводов, колодцев и каптажных источников, фасованной воды и воды из бюветов, чего, кстати, нет в Директиве ЕС.
По объему эти нормы больше в сравнении с Директивой ЕС и тоже содержат соответствующие приложения, где определены допустимые значения параметров чистоты воды. Так, показатели эпидемической безопасности содержат 11 позиций — на четыре больше, чем в Директиве ЕС, причем как в Европе, так и в Украине требуется полное отсутствие E. сoli, энтерококков и других возбудителей болезней как в водопроводной и бюветной воде, так и в фасованной. Единственное отличие — в отношении синегнойной палочки: у нас ее содержимое не определяется, а в Европе она не допускается.
Украинские ГСанПиН определяют такие группы параметров. Органолептические показатели — запах, окраска, мутность, вкус и привкус (в одном). Физико-химические — 17 показателей. Санитарно-токсикологические — 20 показателей.
Более того, определяется отдельная группа показателей для нефтепродуктов, пестицидов и веществ 1-го и 2-го класса опасности, вместе — 13 параметров. Еще одна группа — для сильнотоксичных веществ, таких как бериллий, стронций, цианиды, бензол, — тоже 13 позиций. Однако это не все, есть разделы параметров суммарной альфа- и бета-активности и радиоактивности отдельных элементов (изотопов) — урана, радия, радона и стронция, вместе восемь позиций.
В итоге украинские ГСанПиН определяют допустимые значения для 71 показателя, а Директива ЕС содержит их только для 53. Можно провести сравнительный анализ для значений отдельных показателей, но он не даст существенных отличий. Например, 0,2 миллиграмма «украинского» алюминия арифметически равны 200 микрограммам «европейского», и так преимущественно по другим позициям.
Таким образом, украинские стандарты чистоты питьевой воды разработаны намного более подробно, чем европейские, поэтому, господа чиновники, учите матчасть. И избавьтесь от комплекса неполноценности в отношении Европы.
О технической воде и тарифах
В Украине нет стандарта «техническая вода», каждое предприятие, использующее неочищенную или плохо очищенную воду, самостоятельно определяет для себя степень ее подготовки и состав. Зато водоканалы, которые снабжают водой население, обязаны руководствоваться именно ГСанПиН и ГТСУ для питьевой воды, и нет сомнений, что именно так они и поступают. Ведь в случае любых желудочных или других инфекций источник заболевания (водоканал) установить очень просто, поэтому ни одно должностное лицо не хочет нести ответственность за некачественно подготовленную питьевую воду.
Кстати, для того чтобы вода имела приятный вкус, она должна иметь соответствующие химические примеси, а не быть дистиллированной. Такой химический состав вкусной воды также устанавливается ГСанПиН через так называемые показатели физиологической полноценности минерального состава питьевой воды (в Директиве ЕС этого тоже нет). То есть вода должна быть соответствующей жесткости и щелочности, содержать йод, калий, кальций, магний, натрий и другие вещества в определенных пределах.
И, наконец, о тарифах на воду. Их величина определяется не названием — питьевая или техническая, а размером затрат на подготовку воды к употреблению, и простой сменой названия эти затраты не уменьшить. Как ни называй воду, но за ее очищение и подачу в кран в квартире нужно заплатить соответствующую сумму, и именно здесь сегодня есть проблемы.
Тарифы на воду не меняли с 2021 года. За это время повышали зарплаты народным депутатам, государственным чиновникам, прокурорам, полицейским и много кому еще. Поднимали зарплаты и работникам водоканалов — вследствие роста «минималки». Но если первым это закладывали в госбюджете, то вторым это не закладывали нигде, то есть не закладывали в тариф. Правительство молча кивало в сторону мэров — дескать, пусть поищут деньги у себя в местных бюджетах. Но при этом забирало военный НДФЛ…
Национальный регулятор (НКРЭКУ) трижды старался исправить ситуацию, но под давлением свыше признавал свое решение «аморальным и некомпетентным» и через три дня… отменял только что установленный рост тарифов. Так 34 крупнейших водоканала страны оказались в крайне трудном экономическом положении и поэтому так или иначе вынуждены экономить. Поэтому никто не даст гарантии, что они не экономят именно на очистке воды, — реагенты преимущественно импортные.
Здесь мы выходим на ключевой вопрос: можно ли пить воду из-под крана? Ведь мы видим, как народ с баклажками массово идет к бюветам и разным автоматам, стоящим во всех продуктовых магазинах. Вероятно, народ считает, что нет! Но спрашивает ли кто-то себя, лучшего ли качества вода у частных предпринимателей, которые наливают ее в эти автоматы? Контролируют ли ее чистоту в разливайках, стоящих сейчас на каждом углу? Ведь то, что вода добывается из буровых скважин, не свидетельствует автоматически о ее соответствии нормативам. Наоборот, если в городских водоканалах идет постоянный мониторинг воды на входе и выходе, то у частников он имеет спорадический характер — когда санэпидстанция придет…
Поэтому ответ на поставленный вопрос каждый дает себе сам, и не в последнюю очередь на это влияет реклама и навязанная модель поведения. Например, мы в семье много лет брали воду из источников и колодцев только для чая и кофе, а готовим и пьем из-под крана «Киевводоканала».
Куда бросать камни
По мировым стандартам, Украина, несмотря на наличие больших и средних рек, — действительно страна с крайне ограниченными водными ресурсами. Ситуация с малыми реками просто катастрофическая — они исчезают на глазах одного поколения. (Понятно, что все в расчете на душу населения.)
Случай с загрязнением Сейма и Десны лишь оголил катастрофичность ситуации и заодно продемонстрировал неквалифицированность и беспомощность государственного аппарата. Поэтому руководству Минздрава нужно бросать камни не в огород украинских государственных стандартов или водоканалов, а в сторону тех пяти-шести «эффективных менеджеров», которые сидят на Банковой и делают только то, что нравится пиплу или плебсу (называйте, как хотите). Откладывая реальное решение проблемы прозябающих коммунальных предприятий и абсолютно не думая о здоровье своих граждан.