Всего таких проблем определено восемь, и все они открывают возможности для коррупции, нечестности и несправедливости, пишет обозреватель ZN.UA Оксана Онищенко в статье "Выбор или перебор? Должны ли элитные школы отбирать учеников, и как".
Какие же черные коррупциогенные ходы в элитные школы (поскольку в обычные школы отбор проводить нельзя) увидели международные эксперты? Прежде всего, это процедура проведения экзаменов или собеседований. Их разрешено проводить не всем, а только лицеям, гимназиям и специализированным школам. Однако международные эксперты отмечают, что "во время разговоров с киевскими родителями команда узнала о чрезмерной сложности вступительных экзаменов в обычные, но "хорошие" школы, а также о регулярных манипуляциях результатами в пользу семей зажиточных или с необходимыми связями (либо зажиточных и с необходимыми связями)".
"Правила и процедуры (поступления. - ред.) независимо от того, основываются они на проверке знаний или психологических тестах, являются уязвимыми к манипуляциям, которые обеспечивают преференциальный доступ путем неофициальных договоренностей. Эти договоренности могут быть разными - от непосредственных взяток до более скрытых форм, таких как обязательство долгосрочной поддержки школы в форме родительских взносов", отмечают эксперты.
Эксперты дали несколько рекомендаций, которые могут минимизировать риски коррупции и недобропорядочности при отборе в школы.
Вариант 1. Если мы откажемся от какого-либо отбора и заставим школы брать всех, кто принадлежит к их микрорайону, рискуем натолкнуться на банальную нехватку мест. Заявлений в первый класс больше, чем может взять школа. Как быть в таком случае? В Обзоре содержится несколько рекомендаций.
Прежде всего следует пересмотреть зоны обслуживания школ (закрепленные за ними микрорайоны). Эта информация должна быть публичной и доступной для родителей. Если же спрос на места в определенной школе превышает количество имеющихся мест, нужно утвердить справедливые и непредубежденные процедуры распределения. Например, приоритет за датой рождения или автоматизированный процесс случайной выборки.
Но если все-таки оставить отбор в школы, то как уменьшить возможности недобропорядочности при этом? Эксперты рекомендуют проводить вступительные экзамены в виде стандартизированных тестов. Можно создать репозитарий тестовых вопросов, составленных, например, Украинским центром оценивания качества образования, и школы будут брать оттуда задания для своих вступительных экзаменов. А для собеседования при поступлении нужно разработать четкие критерии. Кроме того, записи вступительных экзаменов и их результаты должны быть в публичном доступе, чтобы можно было их проанализировать и сравнить.
Есть рекомендации и для Министерства образования. Нужно пересмотреть приказ, который устанавливает правила доступа к школам, указано в Обзоре. Нужно укрепить выполнение всех правил проведения вступительных экзаменов с привлечением Государственной инспекции учебных заведений и ее надзором за работниками районного управления образования, которые контролируют процесс на местном уровне.
Для родителей должна быть простая и понятная процедура обжалования на местном и государственном уровне, если были нарушения при поступлении их ребенка (например, у уполномоченного по правам человека или в государственной инспекции учебных заведений).
Для того, чтобы снять нагрузку на популярные школы, а следовательно и ажиотаж вокруг поступления в них (со всеми рисками для добропорядочности), эксперты предлагают не только улучшить связь между процессами градостроительства и вместимостью учебных заведений, но и предоставлять родителям больше надежной и объективной информации о качестве школ. И это, конечно, не рейтинги по результатам ВНО.
Подробнее о системе ВНО в Украине читайте в статье Оксаны Онищенко "Мы делаем несколько "черных пакетов", в каждом из которых - вариант теста" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".