Больше нужной пациенту информации: в Нацслужбе здоровья поделились планами по улучшению коммуникации

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Больше нужной пациенту информации: в Нацслужбе здоровья поделились планами по улучшению коммуникации
Новые программные продукты позволят посмотреть, какие услуги и где можно получить бесплатно.

Много нареканий сегодня вызывает коммуникация Нацслужбы здоровья Украины с пациентом – она не очень видна, и пациенту многое непонятно. Конечно, важно знать, когда и сколько денег получила больница. Но где пациенту узнать, как он может получить ту или иную услугу?

Ответ на этот вопрос редактор отдела «Социум» ZN.UA Алла Котляр искала в разговоре с главой НСЗУ Наталией Гусак «Пациент может выбирать, куда идти – туда, где хороший врач, или туда, где он получит полностью бесплатные медпомощь и лекарства».

Например, есть пакет для предоставления амбулаторных услуг. По закону, глобальный бюджет рассчитывается как произведение количества услуг на тип услуги и корректирующий коэффициент. По КТ, МРТ и радионуклидной диагностике он самый высокий.

При расчете бюджета в НСЗУ уже знают, в каких учреждениях есть эта аппаратура, которая очень нужна, например онкобольным, которым периодически нужно делать КТ. Но информации о том, где можно сделать КТ или МРТ, какова процедура, чтобы пациент мог получить такую услугу бесплатно, пока нет на дашбордах НСЗУ. Не дает такой информации и горячая линия.

«Сейчас вместе с Минздравом и МИСами (медицинскими информационными системами – ред.), которые также являются партнерами НСЗУ в части формирования данных ЭСОЗ (электронной системы здравоохранения – ред.), мы планируем готовить такую информацию отдельно», - комментирует Гусак.

По ее словам, это будет даже не дашборд, а удобные для пациента программные продукты, которые позволят посмотреть какие услуги, где и в какой части можно получить бесплатно. Информация станет дружественной для пациента в этом году.

Кроме того, пациенты пока не до конца понимают, что им гарантирует программа медицинских гарантий (ПМГ).

«Мы постоянно коммуницируем, потому что пациент стоит в центре как любого пакета медицинских услуг, которые мы закупаем у поставщиков, так и ПМГ в целом. Однако по количеству жалоб, которые к нам поступают, по количеству звонков на горячую линию, видим, что есть те или иные вопросы, которые больше всего волнуют пациентов», - комментирует глава НСЗУ.

В этом году началась работа по перестройке работы с системой жалоб. Информация о количестве и сути жалоб на оказывающих медицинские услуги вскоре появится в публичном доступе. В НСЗУ считают, что она будет интересна как учредителям медицинских учреждений, так и пациентам.

«На рынке медицинских услуг пациент имеет возможность выбирать того или иного поставщика, и ему важно узнать, что об этом поставщике думают другие пациенты», - объясняет Наталья Гусак.

Каждая жалоба будет обрабатываться через учредителя заведения, которое будет проинформировано через систему мониторинга НСЗУ. Сейчас информация по жалобам идет в риско-ориентированную систему проведения мониторинга Службы, раньше этого не было.

В НСЗУ также планируют сообщать пациенту о платном лечении, что позволяет действующее законодательство.

«Будем активно работать с правоохранительными органами. Это важно, чтобы приучить поставщиков: НСЗУ работает с пациентом и всегда стоит на защите его прав. Мы готовы двигаться дальше в части мониторинга и к применению финансовых санкций к поставщикам, если почувствуем, что средства, которые перечисляет НСЗУ, не идут на пользу пациенту», - отмечает руководитель Службы.

В Украине также есть очень проактивные пациентские организации, например, по онкологии, орфанным заболеваниям, диабету. Коммуникацию с пациентами относительно изменений системы и готовности реагировать на их потребности будут усиливать также через них.

«В поездке в Харьков я открыла для себя еще один пул заинтересованных лиц, через которых мы начнем коммуницировать больше о ПМГ и правах пациентов. Как ни странно, это главы ОТГ», – рассказывает Гусак.

В ситуации финансового тупика к лидерам громад обращаются многие пациенты. Но большинство громад не имеют в своих больниц, которые были бы законтрактованы, например, на услуги онкологии. Главы ОТГ не до конца понимали, за что платит НСЗУ, сколько покрывает пакет по онкологии. Но, получив необходимую информацию, они готовы доносить ее до своей громады.

«Думаю, вся эта система – мониторинг, работа с жалобами, с пациентскими организациями, с ОТГ – даст более качественный процесс работы с пациентами в целом. Это действительно проблема и вызов для нас. До сих пор мы были направлены на настройку процессов – контрактование, проплаты, наполняемость ЭСОЗ, развитие ПМГ. И это правильно в рамках роста первых нескольких лет. В каждом году есть какие-нибудь приоритеты. В 2022-м это мониторинг, который больше о качестве и необходимости немного по-другому обращать внимание на потребности пациентов», - добавляет собеседница.

Тем временем сейчас бывают случаи, что когда пациент приходит в учреждение, где ему могут сказать: НСЗУ нам оплачивает только 100 таких услуг, а вы уже 101, поэтому, пожалуйста, заплатите за это. Правильная ли это трактовка ПМГ? Имеет ли пациент право на данную услугу? И какими в этом случае должны быть его действия?

«Мне сложно представить, как можно так манипулировать, говоря, что глобальный бюджет рассчитывается на определенное количество услуг, – комментирует Гусак. – Кроме того, например, в хирургии или стационарной медпомощи, есть процент, который мы оплачиваем за пролеченные случаи. И поставщикам выгодно, чтобы количество таких пациентов было больше, чем в контракте».

По ее словам, в течение 2022 года процент проплат за пролеченный случай будет увеличиваться, а по глобальному бюджету – уменьшаться. ПМГ будет совершенствоваться ежегодно.

«Если поставщики до сих пор так манипулируют, то это как минимум не по-партнерски. Во-первых, это неправильная трактовка договорных обязательств. Во-вторых – введение в заблуждение пациентов. И мы, безусловно, будем на это реагировать», - резюмирует она.

Жаловаться на подобные случаи, глава НСЗУ предлагает для начала руководству учреждения. Если реакции нет, Служба, по ее словам, готова рассматривать такие жалобы.

О том, как НСЗУ будет планировать работу в 2022 году, и чего ждать пациентам, врачам, больницам и учредителям медучреждений, читайте в интервью Аллы Котляр «Глава НСЗУ Наталия Гусак: «Пациент может выбирать, куда идти – туда, где хороший врач, или туда, где он получит полностью бесплатные медпомощь и лекарства».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме