Ученые создали самый большой аналог кота Шредингера

Ученые создали самый большой аналог кота Шредингера Атомы рубидия находились одновременно в двух удаленных точках © Naked Science
Атомы рубидия находились одновременно в двух точках на расстоянии 54 сантиметров друг от друга.

Ученые из Стэнфордского университета провели эксперимент с котом Шредингера в масштабе более 50 сантиметров. В ходе эксперимента ученые смогли добиться того, что атомы рубидия находились одновременно в двух точках, удаленных друг от друга на расстояние 54 сантиметра. Об исследовании ученых сообщает журнал Nature.

Американские ученые охладили атомы рубидия до температуры в миллиардные доли градуса выше абсолютного нуля. Такая температура позволила ученым провести достаточно долгие и точные замеры положения атомов после того, как единое облако атомов рубидия "расщеплялось" на два отдельных потока, пролетавших через вакуумную камеру по разным траекториям. В итоге ученые смогли доказать, что на момент измерения атомы находились в суперпозиции из двух положений, удаленных друг от друга на 54 сантиметра. Это, по словам физиков, на сегодняшний день самый большой аналог кота Шредингера.

Кот Шредингера - мысленный эксперимент, предложенный австрийским физиком-теоретиком Эрвином Шредингером. Ученый хотел показать неполноту квантовой механики при переходе от субатомных систем к макроскопическим. В закрытый ящик помещается кот и механизм, открывающий емкость с ядом в случае распада радиоактивного атома. Вероятность распада за час составляла 50%, то есть вероятность того, что кот выживет или умрет, составляет 50%. В соответствии с принципами квантовой механики получается, что кот, сидящий в ящике, и жив, и мертв одновременно.

Ранее сообщалось о том, что физики планируют создать "микроб Шредингера". В своем эксперименте физики собираются перевести внутренние состояния микроорганизма (например, спин электрона в радикале молекулы глицина - самой маленькой аминокислоты в живых существах) в состояние суперпозиции и поставить его в зависимость от положения центра масс.