Ученые рассказали о влиянии невесомости на мозг человека

Ученые рассказали о влиянии невесомости на мозг человека Длительное пребывание в невесомости негативно сказывается на мозге человека © telegraf.com.ua
Длительное пребывание в невесомости сжимает мозг.

Ученые заявили о том, что длительное пребывание в невесомости сжимает мозг и сужает извилины. Выводы исследователей были опубликованы в New England Journal of Medicine.

Как свидетельствуют данные NASA, астронавты, которые находятся на МКС, часто сталкиваются с ухудшением зрения и повышением внутричерепного давления. Данные симптомы могут стать проблемой при последующих полетах. Исследователи предполагали, что эти изменения связаны с перераспределением жидкости в организме и ее приливу к голове в условиях невесомости.

Теперь же ученые предположили, что изменения могут быть вызваны анатомическими изменениями мозга. Изучив результаты МРТ астронавтов, часть из которых пробыла в космосе от трех месяцев и более, а часть участвовала в краткосрочных миссиях, ученые выяснили, что у 94% астронавтов, участвовавших в длительных миссиях и у 18,8% астронавтов, участвовавших в краткосрочных миссиях сузилась центральная борозда головного мозга. У астронавтов, побывавших в длительных полетах, наблюдалось также смещение мозга вверх. У тех, кто пробыл в космосе недолго, таких симптомов не было.

Во время длительного пребывания в космосе структура мозга оказалась подвержена значительным изменениям. Больше всего были затронуты лобная и теменная доли - области, контролирующие движения тела, отвечающие за анализ пространства, исполнительные функции и просоциальное поведение.

"По-видимому, увеличивается количество спинномозговой жидкости и мозг смещается вверх. Дополнительная жидкость в черепе буквально сжимает мозг, сокращая пространство между его областями", - заявила одна из исследователей Рэйчел Сейдлер.

Избавиться от избыточного давления можно с помощью поясничной пункции и забора части спинномозговой жидкости, однако методик для проведения этой процедуры в условиях невесомости не существует. Кроме того, возможным решением этой проблемы может быть создание искусственной гравитации.

В мае прошлого года астронавты NASA развернули на МКС экспериментальный надувной модуль ВEAM, предназначенный для проживания членов экипажа станции. Планируется, что испытания ВЕАМ будут проводиться на протяжении минимум двух лет. За это время астронавты оценят его способности защищать от радиации, сохранять температуру, а также противостоять ударам микрометеоритов, действию пыли и других факторов космической среды.