Ученые подтвердили естественные причины пандемии коронавируса

19 марта, 2020, 13:03 Распечатать
Отправить

Вирус появился в результате естественной эволюции, а не в лаборатории.

Ученые подтвердили естественные причины пандемии коронавируса
Ученые опровергли версию об искусственном происхождении вируса © thelancet.com/

Международная группа ученых опровергла версию о том, что коронавирус, который распространяется по миру, был создан искусственным путем. По их словам, вирус появился в результате естественных эволюционных процессов, сообщает Naked science.

Ученые провели сравнительный анализ последовательностей генома SARS-CoV-2 и родственных ему вирусов. Исследователям не удалось обнаружить признаков того, что у патогена может быть синтетическое происхождение.

Ученые проанализировали участки РНК в генах шиповидных белков вирусной оболочки. Это основные поверхностные протеины вируса, которые необходимы для связывания с клеткой и проникновения в нее. Исследователей в первую очередь интересовали последовательности нуклеиновой кислоты, кодирующие рецептор-связывающий домен шиповидных белков (RBD), а также последовательности, соответствующие сайтам расщепления - "молекулярным консервным ножам", при помощи которых вирус разрушает оболочку клетки.

Оказалось, RBD-домен вирусных белков эволюционировал таким образом, чтобы максимально эффективно взаимодействовать с рецепторами ACE2 на поверхности клеток хозяина. Доказательство естественной эволюции было получено из общей молекулярной структуры SARS-CoV-2. Если бы гипотетические "биотеррористы" пытались сконструировать вирус-убийцу, они бы создавали его на основе уже известного патогена с доказанной вирулентностью.

Вместе с тем, исследователи заметили, что "молекулярный состав" нового коронавируса отличается от патогенов, которые обычно заражают людей. Он в основном напоминает вирусы, которые были найдены у летучих мышей и пресмыкающихся.

Существует две теории происхождения нового вируса. Согласно первой из них, он постепенно изменялся в организме хозяина, предположительно летучих мышей, приобрел высокую патогенность и "мигрировал" к человеку. Аналогичным образом развивались предыдущие эпидемии.

Вторая теория – вирус попал в человеческую популяцию в немутировавшем состоянии, а высокую патогенность приобрел уже в ней. Подтверждение этой гипотезе ученые нашли у панголинов: RBD-домены некоторых коронавирусов, циркулирующие среди этих животных, похожи на аналогичные участки в белках SARS-CoV-2. Возможно, от панголинов вирус попал к людям через промежуточного хозяина, а его сайты рестрикции шиповидных белков мутировали позже.

Если вирус в патогенном состоянии передался от животных человеку, то вероятны последующие вспышки, поскольку он будет продолжать циркулировать в животных резервуарах.

Читайте так же: Высокопоставленный чиновник Евросоюза заразился коронавирусом

Новым коронавирусом во всем мире заразились более 200 тысяч человек, восемь тысяч умерли после заражения. Вечером 11 марта Всемирная организация здравоохранения сообщила о начале пандемии коронавируса.

Крупнейшим очагом вспышки коронавируса в Европе остается Италия. Наиболее поражены северные регионы страны: Ломбардия, Венето и Эмилия-Романья. С 9 марта на территории всей страны введен строгий карантин.

По материалам: Naked Science / Подготовил : Фаина Ваулина