Ученые из Университета Лидса (Великобритания) и Академии наук КНР создали своеобразный аккумулятор для промышленной энергетики. Когда нагрузка на сеть невелика, лишняя энергия тратится на сжижение воздуха. Когда потребность в электроэнергии вырастает, жидкий азот вскипает, и, в процессе расширение, крутит лопасти произвольной турбины.Ученые из Университета Лидса (Великобритания) и Академии наук КНР создали своеобразный аккумулятор для промышленной энергетики. Когда нагрузка на сеть невелика, лишняя энергия тратится на сжижение воздуха. Когда потребность в электроэнергии вырастает, жидкий азот вскипает, и, в процессе расширения, крутит лопасти произвольной турбины.Нагрузка на электрические сети постоянно меняется: она поднимается по вечерам, когда население начинает активное использование мощных бытовых приборов.
Обычно в таких случаях энергетики включают дополнительные генераторы, жгущие топливо в больших количествах и, разумеется, рекордно загрязняющие атмосферу (а также простаивающие большую часть времени).
Ученые из Университета Лидса (Великобритания) и Академии наук КНР предлагают следующее решение: своеобразный аккумулятор энергии. Когда нагрузка на сеть невелика, лишняя энергия тратится на сжижение воздуха (при этом кислород отделяется от азота). Когда потребность в электроэнергии вырастает, жидкий азот вскипает (сам по себе или подогретый избыточным теплом, которого на электростанциях много) и, почти мгновенно возвращаясь в газообразное состояние (температура кипения азота — минус 196 ˚C, а избыточное тепло электростанции может дать температуру нагревательных элементов в 70–100 ˚C), расширяется. Энергия при этом может быть использована для вращения турбин.
Вскипевший кислород смешивается с некоторым количеством природного газа, поступает в камеру сгорания и толкает произвольные поршни. Оксида азота, естественно, образуется во много раз меньше, чем при сгорании воздушно-газовой смеси. Ну а углекислый газ легко улавливается и превращается в сухой лед.
По расчетам главы группы, профессора Юйлуня Диня, аккумулятор позволит тратить вдвое меньше газа, чем сейчас расходуется дополнительными генераторами.
Теоретическая разработка «воздушного аккумулятора» финансировалось Академией наук КНР и Британским советом по инженерным и физическим исследованиям (Engineering and Physical Sciences Research Council, EPSRC).