Ученые из Чикагского Полевого музея естественной истории заглянули под покровы древнеегипетских мумифицированных человеческих останков, чтобы открыть новые подробности об их личностях и о том, как они готовились к потусторонней жизни – и все это, не снимая ни куска обертываний, пишет CNN.
В сентябре сотрудники музея на специально построенных тележках перевезли 26 выставленных в музее мумий на автостоянку, где их обследовали с помощью мобильного компьютерного томографа. Неразрушающая технология позволила получить тысячи рентгеновских снимков мумий и их гробов. Рентгеновские лучи создали 3D изображения, которые показали, как выглядят скелеты и артефакты внутри.
Новые данные помогают пролить свет на похоронные практики египтян более 3 тысяч лет назад, а также на то, что они считали важным взять с собой в потусторонний мир.
По словам ученых, хотя сканирование заняло около четырех дней, обработка и анализ 3D-изображений может занять до трех лет.
Кроме того, что сканирование дает представление о наилучших методах сохранения мумий для последующих поколений, оно также дает возможность уважительным образом узнать больше об индивидуальности и личности каждого мумифицированного египтянина.
Подготовка к потусторонней жизни
«Внутри Древнего Египта» – один из самых популярных экспонатов музея, включающий трехэтажную копию типа гробницы, который называется мастаба. Погребальные камеры гробницы, датированные 2400 годом до н.э., содержат 23 человеческих мумии и более 30 мумий животных.
Древние египтяне верили, что душа остается в теле после смерти, поэтому бальзамовщики мумифицировали тела, чтобы сохранить дух для потусторонней жизни.
Духовный и биологический ритуалы мумификации могли длиться 70 дней, включая удаление внутренних органов, кроме сердца, поскольку считалось, что оно является домом души. Бальзамировщики использовали соль, чтобы высушить тела, затем заворачивали их в холст, иногда писали молитвы или добавляли защитные амулеты. Церемониальное погребение было последним шагом для отправки мумифицированного человека в потусторонний мир.
Удалённые во время этого процесса внутренние органы обычно помещали в кувшины, каждый из которых имел иконографическую крышку с изображением одного из четырех сыновей египетского бога Гора, чтобы защитить каждый орган. Имсети был богом с человеческой головой, защищавшим печень, тогда как Гапи имел голову бабуина и защищал легкие. Шакаловидный Дуамутеф защищал желудок, а соколообразный Кебехсенуэф наблюдал за кишечником.
В то же время новое КТ-сканирование показало, что некоторые бальзамовщики делали пакеты для органов и снова вставляли их в мумии. В пакетах были восковые статуи сыновей Гора, отвечавших за защиту органов. Эти статуи помогли научным сотрудникам музея идентифицировать органы в каждом пакете.
По словам исследователей, древние египтяне заботились о загробной жизни примерно так же, как современные люди заботятся о пенсионных сбережениях: готовятся, на протяжении многих лет, откладывают деньги в надежде, что в конце их будет достаточно, чтобы по-настоящему наслаждаться жизнью, а в случае египтян – потусторонней жизнью.
Не все древние египтяне были мумифицированы, эта ограниченная практика, по-видимому, была распространена среди высшего среднего класса и людей с высоким статусом.
Погребение фараонов, правителей Древнего Египта, можно сравнить со статусом первоклассного автомобиля. В то же время леди Ченет-а, одна из самых популярных мумифий в музее, была похоронена на уровне роскошного автомобиля высокого класса.
Разгадка тайны гроба
Леди Ченет-а жила около 3 тысяч лет назад во времена 22-й династии в Египте.
Сканирование помогло ученым определить, что высокопоставленная женщина умерла в возрасте от 30 до 40 лет, а износ ее зубов свидетельствует о том, что пища, которую она ела, содержала песок, который стал причиной повреждения эмаль.
По словам ученых, чтобы шея покойницы не сломалась, в ее трахею поместили наполнитель, а в глазницы вставили искусственные глаза, чтобы гарантировать, что в загробной жизни она будет видеть.
Прежде чем положить ее в картонный гроб, скорее похожий на папье-маше погребальный ящик, леди Ченет-а завернули в дорогие слои льна. Однако самой большой загадкой о египтянке является то, как ее вообще положили в гроб, поскольку никаких видимых швов, кроме крохотного отверстия в ногах, заметно не было.
Сканирование впервые показало внутреннюю сторону коробки, обнаружив, что она была фактически зашнурована сзади, а затем оштукатурена, чтобы создать бесшовный эстетический вид.
Команда исследователей рассказала, что бальзамовщики держали мумию вертикально, а картонную коробку размягчали водой, чтобы сделать ее гибкой так, чтобы она прилегала к телу как можно плотнее. В задней части гроба вырезали щель, чтобы тело можно было поместить внутрь, а затем его закрыли и зашнуровали.
Хотя компьютерная томография не способна распознавать цвет, она обнаружила художественные узоры, выгравированные в верхней части короба.
Ученые также поближе познакомилась с Харвой, мумифицированным мужчиной, который жил около 3 тысяч лет назад и был сторожем зернохранилища. Анализ сканирования показал, что он умер в возрасте от 40 до 45 лет. Судя по всему, он имел высокий социальный статус и жил в достатке.
Ученые принялись исследовать этих людей прежде всего для того, чтобы получить лучшее представление об их возрасте и поле, а также о любых очевидных патологиях или других примечательных чертах.
В частности, одной из красноречивых деталей является достаточно сильный износ зубов. Из-за того, что они жили рядом с пустыней, и в их пище было много песка, либо же из-за использования камня для измельчения пищи. В то же время, на теле двух исследуемых мумий значительного износа эксперты не заметили, поэтому, вероятно, они имели более высокий статус и, соответственно, не работали физически.
КТ-сканирование также помогает ученым пролить свет на какие-либо хронические заболевания, которые могли быть у людей, а еще – исправить случаи ошибочной идентификации. Хотя Харва и леди Ченет-а явно имели гробы, изготовленные специально для них, не всем мумифицированным лицам повезло так же.
На одном из гробов высечены иероглифы, указывающие на то, что в нем был похоронен священник, но это был 14-летний мальчик, гораздо меньший по размеру, чем гроб.
Ученые объясняют, что люди часто очень хотели быть мумифицированными, но не всегда имели средства для этого. Поэтому в те времена была возможность получить со скидкой гроб, предусмотренный для кого-то другого.
Уход за мумиями
В конце 19 века, когда археологи находили мумии в пустынях Египта, они разворачивали их, чтобы изучить. Сейчас упор делается на защите мумий, чтобы они могли сохраняться еще тысячи лет.
Сегодня практика обращения с мумифицированными лицами изменилась в пользу уважения к тому, как человеческие останки представлены и демонстрируются в музейных условиях. Полевой музей также вел переговоры с представителями Египта о возвращении мумий в страну происхождения, однако те же попросили, чтобы мумии остались на выставке в Чикагском музее.
Полная приключений потусторонняя жизнь Харвы является одним из примеров того, как все изменилось. В 1939 году он стал первым мумифицированным человеком, совершившим полет на самолете, а по прибытии в Нью-Йорк его взяли на бродвейское шоу. В течение двух лет он выставлялся на Всемирной выставке в Нью-Йорке, а затем вернулся в Полевой музей после того, как потерялся в багаже и его отправили в Сан-Франциско.
В настоящее время музей хочет донести идею, что мумии – это люди, а не объекты искусства. Поэтому к ним стараются относиться уважительно, а вместе с тем пытаются понять их как людей, чтобы поделиться этими историями и знаниями с широкой общественностью.