Размышляя вместе с нашими экспертами об итогах двух десятилетий для Украины, популярный в научной среде эйнштейновский афоризм неожиданно приобрел новое звучание - как стремительно мчится жизнь и как медленно мы движемся вперед. И все же на преодоленном за этот период пути есть определенные вехи, которыми можем гордиться и которые вселяют надежду: после того как мы традиционно долго запрягали, и то трогались, то останавливались в раздумьях и нерешительности, дальше все же будем двигаться с ускорением. Уже хотя бы потому, что у нас просто нет альтернативы. И сигналом для такого ускорения в некоторой степени может стать опрос, который мы решили провести накануне Дня независимости.
Обратившись к авторитетным и, на наш взгляд, наиболее информированным в своих сферах специалистам, мы попросили их ответить на три вопроса:
1. Что мы потеряли за годы независимости?
2. Что приобрели (самые значимые достижения) за два десятилетия?
3. Что могли бы сделать, но не смогли?
Калейдоскоп взглядов оказался довольно пестрым. Что радует - в нем не доминируют безнадежно-темные краски.
Борис ГРИНЕВ, академик НАН Украины:
1. После распада Союза и разрушения хозяйственных связей, складывавшихся в течение многих десятилетий, украинская наука оказалась вырванной из целостной научной среды, во многих случаях потеряла базу для практической проверки и внедрения результатов исследований. Катастрофическое сокращение бюджетного финансирования научной сферы, резкое падение престижа научного творчества, отсутствие государственной стратегии научно-технического развития страны привели к массовому оттоку ученых продуктивного возраста за рубеж - как на Запад, так и на Восток.
2. Но, как говорится, нет худа без добра. «Шоковая терапия» для научных организаций, которых в одночасье лишили и мало-мальски приличной государственной поддержки, и привычных связей в научной среде, и заказчиков своей продукции, заставила как отдельных ученых, так и целые коллективы искать самостоятельно пути интеграции в мировое научное сообщество. При этом оказалось, что многие результаты исследований, особенно их технологические приложения, ранее из-за информационных барьеров адекватно не оцененные даже самими разработчиками, действительно находятся на уровне ведущих зарубежных фирм. Это позволило научным коллективам, у которых были в запасе современные разработки, сравнительно быстро избавиться от «советского» менталитета и с успехом интегрироваться в международный рынок наукоемкой продукции. В настоящее время многие ученые и институты имеют прочные творческие связи с ведущими зарубежными центрами, проводят с ними совместные исследования в рамках различных научных программ, успешно участвуют в выполнении международных научных проектов. Сдерживающим фактором на пути дальнейшей интеграции украинской науки в мировое сообщество является отсутствие цельной государственной политики в области научно-технического развития, которая позволила бы перейти от стандартных деклараций о важности науки к предметному формированию научных приоритетов и надлежащей поддержке их развития.
3. Несмотря на множество неблагоприятных факторов и ошибок, научная деятельность в Украине продолжает развиваться. Сейчас происходит своеобразная смена поколений в научной среде. Процесс этот идет довольно болезненно из-за того, что в первое десятилетие, по причинам, указанным выше, практически отсутствовал приток творческой молодежи в науку и образовался значительный провал в исследовательских кадрах. В последнее время в науку приходит все больше молодых людей, которые хотят и могут заниматься исследовательской работой. Этому способствуют и новые возможности, которые появляются в науке благодаря стремительно развивающейся глобальной информатизации. Но темпы дальнейшего развития будут зависеть главным образом от реальной государственной поддержки этой важнейшей сферы человеческой деятельности, которая играет ключевую роль в продвижении общества вперед.
Алексей ВЕРХРАТСКИЙ, клеточный биолог (Великобритания):
1. За последние 20 лет абсолютное большинство молодых/среднего возраста ученых с международным потенциалом оставили Украину. Эта потеря практически не может быть восстановлена в последующие 10-20 лет.
Качество образования (как среднего, так и высшего) упало катастрофически.
Подготовка докторантов практически исчезла.
С криминальными элементами во главе государства и коррупцией, превышающей все фантазии, мы все еще не можем надеяться на положительное будущее.
Мне кажется, что дискуссии о состоянии фундаментальной науки в Украине безосновательны, поскольку предмет дискуссии отсутствует.
Владимир КУЗНЕЦОВ, философ:
1. Стимулирование талантливой молодежи, особенно выходцев из провинции, получать хорошее образование по естествознанию для занятий научной деятельностью.
2. Агрессивное внедрение в общественное сознание ненаучного мировоззрения (негатив).
Возможность принимать индивидуальное участие (без посредничества отечественных бюрократических структур) в конкурсах на получение международных научных грантов и должностей в западных университетах (позитив).
3. Объективный аудит нынешнего состояния образования и науки.
Разработка и внедрение правовых и организационных механизмов приближения украинского образования и науки, прежде всего гуманитарных и социальных сфер, к мировым образцам.
Распространение научного мировоззрения и разоблачение псевдонаучных и антинаучных представлений. Создание мощной инфраструктуры по подготовке и изданию на украинском языке научной и научно-популярной литературы.