Деятельность военно-гражданских администраций в прифронтовых районах Донецкой и Луганской областей явно противоречит реформе децентрализации. Однако их существование является неизбежным, пока оккупированы украинские территории и продолжается российская вооруженная агрессия против Украины, констатирует старший эксперт Украинского института будущего Андреас Умланд.
В своей статье для ZN.UA он предлагает механизмы, которые позволили бы усовершенствовать механизм функционирования ВГА и снизить существующие риски в связи с нехваткой «сдержек и противовесов». Ведь главы администраций единолично нанимают и увольняют сотрудников, несут персональную ответственность за деятельность, а также являются единоличными распорядителями бюджетов ВГА.
«Вместо того чтобы проводить рискованные выборы в местные органы власти в зоне действия ООС, Украина, видимо, будет сохранять ВГА столь долго, сколько это необходимо. В этой связи стоило бы подумать над принятием нового или же со значительными изменениями старого закона о ВГА, который улучшил бы их функционирование. Более того, возможно, Верховной Раде стоило бы изменить Конституцию Украины, чтобы юридически закрепить специальные промежуточные местные режимы, которые были созданы в 2015 году и которые, по-видимому, будут и далее существовать в зоне действия ООС», - отмечает Умланд.
Эксперт предлагает усовершенствовать режим управления, чтобы создать альтернативный механизм обратной связи между ВГА и местными громадами.
В частности, речь идет о возможности создания постоянных гражданских советов при ВГА, в состав которых входили бы представители неправительственных организаций, бизнеса, партий и СМИ.
«ВГА могли бы быть обязаны законом запрашивать мнение своих гражданских советов при принятии решений, касающихся таких муниципальных сфер как жилье, транспорт, образование, здравоохранение и т.п.», - поясняет автор.
Кроме того, по мнению Умланда, не лишено смысла привлечение громад к процессу подбора кандидатов на должности в ВГА. Было бы также полезно урегулировать процедуру подачи жалоб, посредством которой местные общественные организации, бизнес-ассоциации, СМИ и политические партии могли бы сообщать о неправомерных действиях представителей ВГА в штаб ООС. Такие жалобы могли бы касаться случаев взяточничества, непотизма («кумовства») или произвола со стороны руководителей и сотрудников ВГА.
«Несмотря на то, что подобная реконфигурация деятельности ВГА все еще не будет представлять собой должным образом демократическое и децентрализованное управление, она бы установила более устойчивый режим де факто чрезвычайного положения, который, возможно, будет сохраняться в прифронтовой зоне еще несколько лет, пока продолжается российско-украинская война в Донбассе», - резюмирует эксперт.
По мнению Умланда, реформированные ВГА могли бы стать эффективной моделью организации государственного управления в ОРДЛО после деоккупации региона и до проведения там местных выборов.
«В случае отсутствия широкомасштабного переходного иностранного присутствия после освобождения Донбасса, Киеву необходимо будет сначала формально или неформально ввести чрезвычайное положение на территории бывших «народных республик». Установление временных ВГА в сегодняшних ОРДЛО может стать одним из инструментов для обеспечения комплексной демилитаризации и политической, а также юридической, медийной, демографической и административной реукраинизации ныне оккупированных территорий. Только после полной реинтеграции оккупированных территорий во всеукраинское государственное устройство, гражданскую и партийную жизнь, информационное и культурное пространство, а также в экономику Украины будет иметь смысл объединять старые муниципальные громады в ОТГ и проводить выборы в новые органы местного самоуправления», - отмечает автор.
Подробнее о перспективах местных выборов в Донецкой и Луганской областях, а также о необходимости реформирования военно-гражданских администраций читайте в статье Андреаса Умланда «Не время» в ZN.UA.