Политик отметил, что он категорический противник «подгонки» земельной реформы под конкретную дату.
«Это возможно сделать лишь при реализации минимум пяти условий», - отметил он.
Первым Н.Томенко назвал определение стратегии государственной политики по отношению к природному фонду Украины, в частности к природно-заповедному.
«На сегодняшний день мы имеем критический показатель заповедности – 5,4%, в то время как в Европе – 12-15%. Поэтому, необходимо определить ту территорию, которая никогда не станет сферой экономических отношений и останется на попечении государства, а затем двигаться к вопросу стратегии относительно земель сельскохозяйственного назначения», - сказал вице-спикер.
Второе условие, по мнению Н.Томенко, заключается в необходимости четко определить, какой является стратегия государства в сельском хозяйстве, в земельной реформе и продовольственной политике. Делает ли «государство это стратегическим приоритетом, а соответственно, обеспечивает дотирование сельскохозяйственного производителя и создает надлежащую инфраструктуру доступных оптовых рынков и т. п.», - добавил он.
Третье условие, по словам вице-спикера – инвентаризация Земельного фонда Украины. Он отметил, что, по данным правительства, сегодня в системе государственного кадастра отсутствует информация о владельцах и состоянии 70% земельных участков.
«Поэтому до того, пока не будет построена информационная система гарантирования государством права собственности на землю путем создания единой автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и соответствующей земельной базы, такие решения являются опасными», - подчеркнул Н.Томенко.
Четвертое условие заключается в том, что в земельной реформе должен быть законодательно и на практике определен приоритет производителей сельскохозяйственной продукции или тех, кто сегодня реально работает на земле и имеет в аренде эту землю.
Кроме того, должен быть четко выписан приоритет граждан Украины в приватизации земли или запрет приватизация земли иностранцами.
«Когда эти пять условий будут сформатированы в законах, в конкретных государственных программах, бюджете и конкретных действиях, - только тогда можно говорить, что Украина и общество дозрели до права частной собственности на землю, до возможности покупать землю», - подчеркнул Н.Томенко.
Он также считает, что рынок земли не должен определяться под конкретную дату, а должен быть заключительным моментом после создания правовых, экономических и институционных предпосылок земельной реформы.
Вице-спикер отметил, что при сегодняшних условиях вопрос об ускорении легализации права продажи на землю является порочным и способным привести к непоправимым последствиям.
Н.Томенко обратил внимание на то, что такой важный вопрос как земельная реформа на парламентских слушаниях должен был докладывать лично премьер-министр или кто-то из вице-премьеров, в то же время, по представлению правительства докладчиками определены первый заместитель министра АПК и продовольствия и первый заместитель председателя Государственного агентства земельных ресурсов.
По словам вице-спикера, это значит, что правительство вместе с командой Президента уже определились, как будут действовать в системе рынка земли, и заявление чиновников Администрации Президента о том, что продажа земли начнется 1 января 2012 года, было симптоматическим.
«Если это так, то какая необходимость проводить парламентские слушания и заслушивать мнение специалистов, экспертов и тех, кто работает на земле», - спросил Н.Томенко.