Верховная Рада приняла за основу законопроект №5376 «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном регулировании рынков капитала и организованных товарных рынков» и некоторых других законодательных актов Украины о регулировании и надзоре на рынках капитала и организованных товарных рынках». За законопроект проголосовали 247 народных депутатов.
Среди прочего, в законопроекте содержатся нормы, направленные на противодействие финансовым пирамидам. В частности, представляя документ в парламенте, глава профильного комитета Даниил Гетманцев заявил, что по разным подсчетам от деятельности финпирамид в Украине пострадали от 500 тысяч до 1,5 миллиона человек.
Документ также предлагает пересмотр целей и основ функционирования Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, повышению ее регуляторной способности, расширению полномочий, внедрению новых структурных механизмов их реализации, уточнению статуса служащих НКЦБФР и т.д. В частности, в законопроекте говорится о введении новых категорий служащих – уполномоченных Нацкомиссии на проведение исследований, сопровождение и рассмотрение дел о правонарушениях и т.д.
Кроме того, документ предусматривает:
- операционную независимость НКЦБФР при осуществлении своих полномочий;
- защита работников регулятора от любого незаконного воздействия, давления, вмешательства;
- установление особенностей финансирования и материально-технического обеспечения деятельности НКЦБФР.
Документ также предлагает разрешить финансирование и материально-техническое обеспечение НКЦБФР за счет поступлений от предоставления регулятором административных услуг, а также уплаты взносов на регулирование профессиональными участниками рынков капитала и организованных товарных рынков. Также на это предлагается тратить средства, поступающие для НКЦБФР в рамках программ помощи:
- Европейский Союз;
- правительств иностранных государств;
- международных организаций, донорских учреждений;
- других источников, не запрещенных законодательством.
В то же время НКЦБФР должна получить право самостоятельно распределять и распоряжаться такими средствами.
Законопроект предусматривает обеспечение надзора за процессом формирования сметы НКЦБФР и контроля за ее использованием. Также предлагается закрепить особенности порядка принятия, вступления в силу и обжалования актов НКЦБФР. В частности, предполагается увеличить роль в этом процессе представителей общественности.
Кроме того, законопроект предусматривает:
- закрепление статуса работников НКЦБФР, предусмотрение для них запретов и ограничений, а также установление их ответственности;
- урегулирование вопроса проведения НКЦБФР инспекций и исследований;
- усовершенствование процедуры рассмотрения НКЦБФР дел о нарушении законодательства и порядке применения мер воздействия и финансовых санкций;
- уточнение основ функционирования саморегулирующейся деятельности на указанных рынках и т.д.
В то же время, документ предлагает предоставить НКЦБФР полномочия по проведению исследований для оказания помощи регулятору иностранного государства в рамках международного сотрудничества.
Законопроект предусматривает правовые основы осуществления НКЦБФР обмена информацией. В частности, речь идет об информации, содержащей банковскую тайну и персональные данные. Также предусмотрено обеспечение сохранности информации, полученной в рамках международного сотрудничества.
Документ предлагает урегулировать вопросы противодействия манипулированию на рынках капитала, совершению инсайдерских сделок и неправомерному раскрытию инсайдерской информации.
Ранее НКЦБФР расширила на 10 субъектов список сомнительных инвестиционных проектов, который называет «черной сотней». В частности, это проекты Quotex, Grand Stock, FNDeal, DX-TER, Zoxir, HALLIP, HE LLC, Liquid Deposit, PARTNERGL, ProfitFife.