Существует мнение, что прежде чем принимать новое админтерустройство, необходимо знать, какие полномочия будут у органов власти. Кто-то считает, что сначала надо определить полномочия, налоги, а потом - рассматривать вопрос новых районов. Есть ли целостное видение картины после завершения реформы? Да, отмечает заместитель министра развития громад и территорий Вячеслав Негода.
"Вся логика изменений - в действующей Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти, которая прошла испытание временем, поддержана международным сообществом (мне приходилось неоднократно презентовать ее в Страсбурге на разных мероприятиях Совета Европы, в институтах ЕС в Брюсселе, на других международных мероприятиях). В ней есть ответы практически на все концептуальные вопросы - и о состоятельных громадах, и о новых районах и системе власти, о полномочиях и ресурсах, префектурах, даже об административном надзоре, о котором немодно упоминать", - объясняет он в статье для ZN.UA.
Но в реформе есть последовательные логичные шаги, которые не допускают первоочередное выделение средств и предоставление полномочий, а потом уже создание громад и районов. Именно эта логика соответствует ярким картинкам о коне и телеги, считает автор. Понятно, что сначала определяется территориальное устройство, являющееся фундаментом для организации системы территориальных органов власти и местного самоуправления. Властные стены должны стоять на четком и прочном современном фундаменте, а не на руинах, оставленных в наследство от СССР.
По словам Негоды, ответ на вопрос о полномочиях - в первом пакете из давно обнародованных 4-х основных законопроектов (о местном самоуправлении, о местных государственных администрациях, об изменениях в Бюджетный кодекс, об изменениях в Налоговый кодекс). Но главный ответ заключается в том, что правительство может внести их в парламент только после утверждения фундаментального решения по территориальному устройству районов и громад в их составе (№3650).
"Подчеркиваю, что с постановлением о районах необходимо принять изменения в Бюджетный кодекс (№3614), которые развеют ряд спекуляций и добавят уверенности в неизменности налоговой базы будущих громад", - пишет автор.
24 июня состоялось заседание Совета доноров по вопросам внедрения реформы о децентрализации в Украине, на котором были презентованы основные задачи и календарный план реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине на период 2020–2021 годов.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Швеция в Украине Тобиас Тиберг (Швеция председательствует в Совете доноров), представительство ЕС в Украине, специальный посланник правительства Германии в Украине господин Мильбрадт положительно оценили и приветствовали решение профильного комитета рекомендовать парламенту принять постановление об образовании и ликвидации районов, и это очень важно для Украины. "Ведь это решение является решающим на этапе формирования территориального устройства", - объясняет замминистра.
Почему Украине следует распрощаться с советчиной в вопросах территориального деления и чем грозит неутверждение новых районов Верховной Радой, читайте в статье Вячеслава Негоды "За шаг до будущего".