Российское издание «Коммерсант» опубликовало материал, в котором утверждает, что ознакомилось с немецко-французским проектом мирного урегулирования в Донбассе "Ключевые кластеры по реализации минских соглашений", о существовании которого ранее заявлял глава Офиса президента Украины Андрей Ермак.
К тому же издание публикует и пропозиции украинской и российской сторон к проекту данного мирного плана.
Как отмечается в материале идея Франции и Германии состоит в том, чтобы согласовать последовательность действий сторон по реализации «Комплекса мер по выполнению минских соглашений» и затем передать кластеры в Трехстороннюю контактную группу в виде рекомендаций для разработки там «дорожной карты». Планируется, что она станет финальным мирным планом урегулирования конфликта в соответствии с Минскими соглашениями.
Издание ознакомилось с тремя проектами кластеров: украинским проектом от 19 января, обновленным проектом Франции и Германии от 8 февраля и российскими поправками к франко-германскому проекту от 16 февраля.
Франко-германский проект содержит 11 кластеров.
В кластере А семь пунктов: полное прекращение огня, разминирование, отвод тяжелого вооружения, разведение сил на новых участках линии соприкосновения, открытие дополнительных пунктов пропуска, освобождение и обмен задержанными, безопасный и надежный доступ специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ по всей Украине.
В кластере В четыре пункта. «Формула Штайнмайера», которая определяет механизм введения в действие закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, включается в украинское законодательство. Затем руководители стран «нормандской четверки» одобряют «дорожную карту», а Киев согласует с так называемыми «ДНР» и «ЛНР» в контактной группе все правовые акты, которые будут касаться этих частей Донбасса.
Последний пункт кластера предусматривает проведение конституционной реформы в Украине, предусматривающей децентрализацию и принятие законов об особом статусе ОРДЛО, о местных выборах, об амнистии и об особой экономической зоне.
Кластер C предусматривает «начало вывода всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников из ОРДЛО» и «начало разоружения всех незаконных группировок в ОРДЛО, за исключением народной милиции».
Кластер D включает в себя вступление в силу конституционной реформы, также в Украине временно начинают действовать законы о местных выборах в ОРДЛО и особой экономической зоне там.
Кластер Е описывает завершение вывода иностранных формирований и процесса разоружения. В нем говорится о том, что безопасность в ОРДЛО должны поддерживать совместные патрули украинской полиции и местной народной милиции — при участии и посредничестве СММ ОБСЕ. Там же говорится о расширении за счет ОБСЕ международного присутствия вдоль границы Украины.
Кластер F предусматривает бессрочное вступление в силу закона о местных выборах, который, согласно минским соглашениям, должен учитывать особенности ОРДЛО.
Кластер G предусматривает, что в Донбассе проводятся местные выборы, и в день их проведения вступает в силу закон Украины «О временном порядке местного самоуправления в ОРДЛО».
Кластер H предусматривает, что Украина начинает восстанавливать полный контроль над своей границей — тем ее участком, который Киев с 2014 года не контролирует из-за боевых действий.
Затем, указано в кластере I, временно вступает в силу закон об амнистии, под который должны попасть участники событий в Донбассе.
После этого, согласно кластеру J, завершается восстановление Украиной контроля над границей.
В финальном кластере К говорится, что конституционная реформа и законы об особом статусе ОРДЛО, амнистии и особой экономической зоне вступят в силу на постоянной основе в том случае, если выборы местной власти на этих территориях «в целом прошли в соответствии со стандартами ОБСЕ».
В сопроводительном письме советники президента Франции и канцлера Германии Эммануэль Бонн и Ян Хеккер отметили, что этот документ лишь основа, которую предстоит расширить компромиссными предложениями.
Украинский и российский проекты, основанные на этом документе, более детальны и существенно отличаются друг от друга, утверждает «Коммерсант». В частности, украинская сторона предложила утвердить свои предложение целиком, в то время как российская сторона настаивает на постатейном и письменном согласовании каждого блока.
В украинской и российской версиях есть и другие различия. Россия придерживается ритма, зафиксированного в «Комплексе мер по выполнению минских соглашений». Украина использует в преамбуле формулировку, что «действия и меры, противоречащие минским соглашениям, не должны включаться».
В кластере о полном и окончательном прекращении огня Россия акцентирует внимание на гарантиях режима «тишины». Так, в этом кластере указывается на необходимость «прозрачного и надежного механизма» верификации (отсутствия) нарушений указанного режима» при помощи совместного центра по контролю и координации. Во втором пункте этого кластера Москва предложила зафиксировать «устранение верифицированных нарушений линии отвода, допущенных Украиной и/или ОРДЛО». С верификации режима прекращения начинается п. 3 «Комплекса мер по выполнению минских соглашений», отметило издание. В то же время в украинской версии этого кластера говорится о полном и всеобъемлющем прекращении огня, однако без упоминания о верификации и устранении нарушений.
В политическом разделе кластера B Киев предложил будущую «дорожную карту» лишь обсудить в ТКГ, а согласовать документ уже внутри «нормандской четверки», после чего провести саммит с участием Германии, России, Украины и Франции, чтобы они утвердили финальный мирный план.
Москва также настаивает на том, что согласование и утверждение карты в «нормандском формате» без участия террористов «ДНР» и» «ЛНР» будет нарушением прав и полномочий региона, предусмотренных минскими договоренностями и резолюцией Совета Безопасности ООН.
Позиция российской стороны заключается в том, что рекомендации Германии и Франции в форме согласованных кластеров нужно передать в ТКГ, где украинская сторона и террористы подготовят «дорожную карту», которую должны одобрить с одной стороны украинские власти, а с другой — оккупационные «власти» ОРДЛО.
Помимо этого в украинских кластерах не встречается словосочетание «особый статус», используемое в минских соглашениях применительно к ОРДЛО. В то же время в российской версии при перечислении специальных законов подчеркивается, что они должны обеспечить «функционирование особого статуса на постоянной основе». Москва также упоминает об отмене или изменении украинских законов «Об образовании», «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» и других законов «по согласованному с ОРДЛО перечню».
9 марта 2021 года глава Офиса президента Андрей Ермак заявил, что Украина совместно с Германией и Францией разработала план восстановления мира в Донбассе. РФ документ до сих пор не одобрила. В Кремле на это заявление ответили, что якобы ничего не слышали о плане.
Член украинской делегации в ТКГ Сергей Гармаш 10 марта заявил, что разработанный план пока не представили делегации Украины в Трехсторонней контактной группе.
По словам Арестовича, до конца марта советники лидеров нормандской четверки обсудят и презентуют новый план по урегулированию ситуации в Донбассе.