Что бы ни придумали эксперты и какими бы функциями ни наделили префектов, единственным инструментом в любой цивилизованной стране является суд. Потому что любой префект всегда может быть либо коррумпирован, либо ангажирован политической силой, которая находится у власти. Об этом в интервью редактору отдела политики ZN.UA Инне Ведерниковой сообщил исполнительный директор АГУ Александр Слобожан.
По его словам, орган государственной власти, как и любой гражданин, должен защищать свои интересы в суде.
На пассаж журналиста о том, что реальная перезагрузка судебной системы в Украине выглядит фантастикой, а полагание на суд — манипуляцией в пользу бесконтрольности местного самоуправления, Слобожан ответил: "Мы действительно не можем повлиять на судебную систему. Но когда местная власть начнет состязаться с государственным префектом в суде и не сможет по традиции «решать» вопросы, это очень быстро приведет к тому, что появится справедливый суд. Местное самоуправление просто потребует от Центра перезагрузки судов".
По его словам, без этого любая реформа — блеф.
"Но нужно включать нелинейные механизмы естественной перезагрузки системы, сделав основным инструментом префекта суд. Что, к тому же, будет стимулировать появление качественного института префектов, способных компетентно отстаивать интересы государства в суде. Состязательность же сторон, где будут спорить местный чиновник и государственный, сбалансирует систему и заставит судей занять положенную им позицию справедливости", - пояснил свою позицию исполнительный директор АГУ.
Комментируя тот факт, что на уровне районов, утративших полномочия и ресурсы, складывается идеальная ситуация для надзора со стороны глав РГА, Слобожан заявил, что теоретически ничего плохого в описанной модели нет.
"При условии, что заработает профессиональная система рекрутинга префектов и они будут ограничены в своих функциях надзора делегированными полномочиями. Да, государство делегировало нам полномочия и смотрит за качеством предоставления этих услуг. Но не за тем, правильно или неправильно принят бюджет Днепра или Житомира. Это — полномочия и решения исключительно громады", - сказал исполнительный директор АГУ.
Он также подчеркнул, что внедрение любого механизма нужно готовить. При этом правительство спускает сокращенную структуру штатов РГА, исходя из новых полномочий, а "80% глав районных администраций плевать на нее хотели".
"Говорить же, что изначально «жена Цезаря вне подозрений», как это делает Юрий Ганущак, значит, плясать в рамках фантазии. Тогда и мэры изначально вне подозрения! Но реальность другая: все под подозрением. Готовьте концепцию, обозначайте четко функции префектов, подчиняйте их Кабмину, а не президенту, обучайте. И, да, тогда районный уровень становится опорой", - добавил Слобожан.
Он уверен, что вышеупомянутая конструкция правильная, но "недодуманная в части механизма использования Кодекса административного судопроизводства и возможности обжалования действий самого префекта".
"Потому что нельзя давать возможность префекту безосновательно остановить решение рады и блокировать деятельность какой-то сферы без последствий. Поскольку зарплаты должны выплачиваться, лекарства приобретаться и прочее. Префект должен нести ответственность за свои действия, и в то же время суд — иметь сокращенную процедуру реагирования на иски префектов, как во время избирательного процесса, - поясняет Слобожан. - Почему в итоге во Франции муниципалитет всегда приходит и советуется с префектом? Потому что ему дороже воевать в суде, чем проконсультироваться с префектом до принятия решения. А ты можешь птичку здесь поставить? А зачем? А чтобы ты через 5–10 лет в суд не пошел".
Ассоциация городов Украины (АГУ) объединяет 929 громад, в которых проживает более 85% населения страны. Она стала одним из стейкхолдеров децентрализации, пребывая одновременно в статусе субъекта и объекта реформы.
Однако для чего так настойчиво сплачивается местное самоуправление? Чем руководствуется Киев, продолжая «кошмарить» мэров силовиками? Почему на финансовой децентрализации в 2022 году можно поставить крест? Зачем громадам нужны 80% подоходного налога физических лиц (ПНФЛ) и на каких условиях? По какой причине только суд может стать реальным «префектом» на местах? Откуда взялся фейковый законопроект о местном самоуправлении народного депутата Гурина, и интересы каких застройщиков лоббирует этот законопроект? Кто на самом деле готовит проект изменений в Конституцию и почему ОПУ солгал о подписанном протоколе с ассоциациями?
Читайте в интервью Инны Ведерниковой с Александром Слобожаном «Перед президентом разыгрывают иллюзию хорошей коммуникации с местным самоуправлением».