Давние стремления официального Будапешта добиться формирования в Закарпатье отдельной территориальной единицы для венгров региона могут создать дополнительный - с учетом особого режима в Донбассе - прецедент изменения административной карты Украины.
Об этом в статье ZN.UA пишут эксперты Светлана Митряева и Мирослава Лендьел.
Бесспорно, отмечают они, можно искать чисто экономические мотивы в действиях венгерского правительства. Однако политические заявления Виктора Орбана за последний год заставляют находить причины внешнеполитического разворота Будапешта в претензии на роль основного российского центрально-европейского союзника. А это влияет и на политику Венгрии в отношении Украины.
Официальный формат проявления "мягкой" экспансии Венгрии - в политике защиты интересов зарубежных венгров, которые проживают компактно в Словакии, Румынии, Сербии, Украине. Тогда как реальным мотивом является желание объединить венгерское сообщество в границах, существовавших на момент окончания Первой мировой войны, предлагая для этого автономистские модели.
Чрезмерная политизация деятельности венгерского меньшинства в Закарпатской области (151,5 тыс. человек, по данным переписи 2001 г.), в частности ее структур - Партии венгров Закарпатья и Демократической партии венгров Украины - дает основания говорить о латентных автономистских тенденциях в ее среде. Они усилились с 2010 г., когда партией Орбана были сформированы правящая коалиция и правительство.
Вызовом для национальной безопасности Украины эксперты считают также массовое обретение жителями Закарпатья гражданства Венгрии, принимая во внимание трагические последствия такого сценария в Крыму (по данным венгерского правительства, гражданство Венгрии получили уже около 80 тыс. граждан Украины).
Авторы напоминают, что официальный Будапешт на самом самом деле еще с конца 1990-х годов пропагандирует идею Притисянского административного района Закарпатской области, с целью формирования территориальной единицы, в пределах которой проживало бы подавляющее большинство венгров региона. По крайней мере, допускается формирование в определенных регионах Украины сети органов местного самоуправления, в которых, несмотря на структуру населения вновь созданных районов, доминировали бы представители одной этнической меньшинства.
Разумеется, в случае формирования такого района был бы создан дополнительный - если считать таковым особый режим в Донбассе - прецедент изменения административной карты Украины.
Больше читайте в статье "Венгрия: ставка на Россию" в свежем номере "Зеркала недели. Украина".