Кандидаты от "Слуги народа" в подавляющем большинстве не имели политического опыта и сами должны были найти деньги на предвыборную кампанию, сообщает Громадське. В округах им приходилось конкурировать с опытными депутатами предыдущих созывов. У "ЗеКоманды" таких соперников называли "феодалами".
Для противостояния с "феодалами" был план. "У нас есть сеть технологов-консультантов. Это такая полусекретная история. Никто не знает, кто они. Мы не можем их "светить"", - рассказал Громадскому за неделю до выборов Александр Корниенко, глава штаба "Слуги народа".
По его словам, технологов закрепили за областями, и они консультировали кандидатов-мажоритарщиков: учили, как общаться с избирателями, подбирали членов избирательных комиссий, а иногда сами возглавляли избирательный штаб кандидата.
Корниенко придумал им название "комиссары". "Это такая немножко олдскульная терминология, она еще с советских времен", - объяснял он.
"Комиссаров" Корниенко придумал на старте досрочной парламентской кампании вместе со своим университетским приятелем Артемом Михайлюком.
В начале 2000-х они учились в Киевском политехническом институте им. Сикорского. Оба участвовали в студенческом самоуправлении, а после университета зарабатывали деньги как бизнес-тренеры. Михайлюк, в первую очередь, известен как автор и руководитель сервиса Helsi.me, с помощью которого украинцы могут подобрать себе врача.
Параллельно с основной работой друзья работали консультантами на выборах, однако выше уровня местных кампаний не доходили. На президентских выборах этого года Корниенко присоединился к команде Владимира Зеленского - координировал работу волонтеров "ЗеКоманды". На парламентские выборы Зеленский доверил ему управлять штабом партии "Слуга народа".
Корниенко, в свою очередь, агитировал Михайлюка приобщиться к кампании.
"Мы понимали, что большинство мажоритарных кандидатов никогда не имели отношения к выборам. Им нужна какая-то методологическая помощь, советы, подсказки. Моя задача была сформировать такую команду, которая сможет им помогать", - рассказывает Михайлюк.
Так в штабе "Слуги народа" появилась технологическая группа в составе Михайлюка и двух его коллег, которых он не называет. В их подчинении было 25 "комиссаров". Их закрепили за отдельными регионами страны. По словам Михайлюка, у "комиссаров", по сути, было четыре функции:
- говорить, что нужно делать;
- говорить, что не стоит делать;
- говорить, как делать;
- посмотрев со стороны, дать обратную связь.
Имен "комиссаров" Корниенко и Михайлюк не разглашают. Говорят, они не хотят публичности. "Это украинские специалисты, работающие, скажем так, на разных избирательных кампаниях. И они на волонтерских началах согласились помочь", - говорит Корниенко.
Универсальный совет, который технологическая группа давала абсолютно всем мажоритарщикам - в начале кампании все кандидаты от области должны провести совместную пресс-конференцию. Ведь если это сделать в областном центре сразу после объявления фамилий кандидатов, то не надо прилагать особых усилий, чтобы собрать СМИ.
"Это не мегатехнология, это ряд советов. И вот в различных областях делали по-разному. В Одессе кандидаты приезжали на эту пресс-конференцию на велосипеде. На саму пресс-конференцию это никак не повлияло, но это дало возможность снять красивый видеоролик, закинуть его в интернет, где он активно распространялся. В Николаеве пресс-конференцию провели на причале", - вспоминает Михайлюк. Находить нестандартный формат для воплощения универсальных советов штаба - одна из основных задач "комиссаров".
Аналогичным образом работал еще один совет "из центра" - вызвать конкурентов на дебаты. Такой призыв рассматривали как еще один повод попасть в информационное поле.
"Это была синергия разных групп. И нельзя определить вклад каждого. Есть кандидаты, которые приходили и говорили: благодаря тому, что ваш консультант уделял мне много времени, я победил", - говорит Михайлюк.
По его словам, в центральном штабе, кроме технологической группы, работала также группа юристов, поэтому у кандидатов была возможность позвонить и получить юридический совет. Digital-команда Михаила Федорова помогала и подсказывала кандидатам, что делать в соцсетях, тем временем медиа-группа во главе с Татьяной Цибо советовала, как выстраивать коммуникацию с прессой.
Во сколько "Слуге народа" обошлись услуги "комиссаров"? Корниенко убеждает - они работали как волонтеры.
Кампания "Слуги народа" уникальна тем, что политконсультантам не надо было придумывать, как подкупить избирателя или вести "черную кампанию" против конкурента. Вместо этого им нужно было следить за тем, чтобы кандидаты от "Слуги народа" оставались максимально стерильными. По сути, для того, чтобы победить, им во время кампании просто надо было не дискредитировать себя.
После выборов пути Корниенко и Михайлюка снова могут разойтись. Первый прошел в Верховную Раду как седьмой номер партийного списка, второй пока остался за бортом парламента - его номер в списке был 142-й.
По предварительной информации, фракция "Слуги народа" будет состоять из 254 человек (124 списочника и 130 мажоритарщиков). "Оппозиционная платформа – За жизнь" проводит в Раду 43 депутата (37 списочников и шесть мажоритарщиков), "Батькивщина" - 26 (24 списочника и два мажоритарщика), "Европейская Солидарность" - 25 депутатов (23 списочника и два мажоритарщика). "Голос" может получить 20 депутатских мандатов (17 по списку и три по мажоритарке). Также в Раде девятого созыва будет еще 56 мажоритарщиков, 46 из которых участвовали в выборах как самовыдвиженцы.
Отметим, что на внеочередных выборах была зафиксирована рекордно низкая явка: по данным ЦИК на избирательные участки пришли менее 50% избирателей.