Автор указывает, что опыт функционирования отечественной политико-властной модели выявил два самых больших недостатка присущей ей "гибридности" (в частности – наделения президента страны полномочиями, которые должны принадлежать законодательной, исполнительной и судебной ветвям власти).
По словам Котигоренко, первый недостаток – неоправданно большие полномочия и возможности, которые получает победитель президентских гонок. Второй заключается в том, что "заложенное в Конституции дублирование полномочий и функций исполнительной власти президентом и правительством, полномочий законодательной власти - президентом и парламентом является худшим вариантом воплощения принципа "сдерживаний и противовесов" в системе властных отношений". Подобное дублирование порождает публичные и латентные политические. конфликты
Эксперт отмечает, что современный мир знает массу намного более удачных, чем украинский, вариантов формирования и функционирования политической власти, политических систем и политических режимов. Почти все они укладываются в параметры двух моделей, общим атрибутом которых является реально независимая судебная ветвь власти.
"В соответствии с одной из этих моделей полномочным главой исполнительной власти является президент, подконтрольный и подотчетный парламенту. В соответствии с другой - руководителем исполнительной власти является глава правительства, так же подконтрольный и подотчетный парламенту (что не исключает наличия должности президента и даже монарха, но с очень ограниченными, часто сугубо церемониальными функциями)", – указывает Котигоренко.
По словам политолога, в мире много примеров, когда именно демократические государства с парламентско-премьерской моделью власти достигли и достигают самых выдающихся экономических и других успехов (Австрия, Италия, Норвегия, Германия Польша, Финляндия, Швеция, Япония) даже в условиях войны (Израиль).
"Есть основания считать, что именно парламентско-премьерская модель со встроенными в нее институционными предохранителями относительно угроз авторитаризма - самая приемлемая для Украины. Как показал 20-летний опыт, на авторитарное поведение президентов и других государственных должностных лиц украинцы отвечают массовыми протестами. Но такие всплески гражданской активности не могут заменить осознанной и настойчивой работы по формированию устойчивой демократической власти", – говорится в статье.
Эксперт указывает, что подобная власть должна основываться не на "сдерживаниях и противовесах" властно-управленческих отношений, а на таком их нормировании, которое будет обеспечивать "стимулы и двигатели" совместного труда в национальных интересах.
В становлении и функционировании такой модели, по мнению Котигоренко решающей является роль законодателя - Верховной Рады.
Подробнее о проблеме "гибридности" украинской модели государственной власти читайте в статье Виктора Котигоренко "О гибридности и дегибридизации политической власти в Украине" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".