Памятка украинской власти к Всемирному дню ребенка

ZN.UA
Поделиться
Памятка украинской власти к Всемирному дню ребенка © depositphotos/belchonock

20 ноября 1989 года была принята Конвенция ООН о правах ребенка, и поэтому в связи с этим днем стоит напомнить себе и каждому, что мы, взрослые, обязаны сделать ради детей. В фокусе этой статьи — требования и рекомендации наших международных партнеров, поддерживающих сегодня украинских детей. 

Прежде всего изложим позицию Комитета ООН по правам ребенка (далее — Комитет), ведь именно этот орган контролирует выполнение нами Конвенции и периодически выдает отчеты и рекомендации. Последний такой отчет был в октябре прошлого года, после того как Украина докладывала о ситуации в разгар войны.

Бесспорно, главным нарушителем прав украинского ребенка уже не один год является Россия. Но наше напоминание адресовано именно украинской власти, потому что мы разделяем позицию Комитета: именно государство, ратифицировавшее Конвенцию, несет главную ответственность за защиту своего населения, и поэтому должно и в дальнейшем принимать все возможные меры для защиты детей, особенно тех, кто находится в уязвимых ситуациях. 

В этом отчете на 14 страницах Комитет высказывает очень много предостережений о нарушении прав ребенка в Украине, невыполнении Конвенции, и наиболее важные из них (по определению самого органа) следующие:

  • насилие в отношении детей как в семьях, так и в детских учреждениях;
  • пребывание большого количества детей в заведениях институционного ухода;
  • недостаточное включение детей с инвалидностью в реформу деинституциализации;
  • разрушительное влияние войны на психическое здоровье детей, матерей, в частности беременных женщин;
  • миллионы детей, перемещенных внутри страны и за границу, что вызвало дефицит услуг и сложность доступа к гуманитарной помощи, разлуку с родителями, ограниченность данных и т.п.

Следует оперативно выполнять рекомендации Европейской комиссии, ведь как страна со статусом кандидата в члены ЕС мы не достигнем желаемого, нарушая права ребенка. И если в предыдущих отчетах упоминаний о детях было немного, то в документе от 8 ноября этого года очерчен широкий круг проблем, которые необходимо урегулировать:

  • реализовывать на практике принцип обеспечения лучших интересов и начать с развития законодательства, разработки конкретных индикаторов;
  • развивать интегрированные социальные услуги для предотвращения разлуки родных или устройства ребенка в другую семью, а это, со своей стороны, предусматривает установление минимального пакета социальных услуг (важно, что это уже первый шаг к выполнению положений Европейской гарантии относительно детей (European Child Guarantee) и обучение специалистов социальным услугам, в частности подходов кейс-менеджмента;
  • нехватка данных, информации, в частности для мониторинга прав ребенка;
  • потребность в продолжении реформ в гражданском и уголовном судопроизводстве, в которых фигурируют дети;
  • дети с интеллектуальными и психосоциальными нарушениями остаются очень уязвимыми из-за исключительно высокого уровня институциализации вместо альтернативного ухода в семье и громаде;
  • со времени принятия в 2017 году стратегии о реформировании системы институционного ухода и воспитании детей не был достигнут прогресс, а сейчас влияние российской агрессии против Украины сделало еще более безотлагательной фундаментальную реформу существующей системы защиты прав ребенка.

В целом за больше чем год со времени обретения статуса кандидата, согласно выводу Еврокомиссии, «Украина находится на начальной стадии подготовки в сфере социальной политики и занятости. На протяжении отчетного периода достигнут ограниченный прогресс».

Как видим, во многом требования Комитета и Еврокомиссии совпадают, что дает нам возможность очертить главные приоритеты: 

  1. Проведение деинституциализации — реформировать систему институционного ухода и воспитания детей, чтобы каждый ребенок получал уход и воспитание в семье.
  2. Развитие интегрированных социальных услуг на уровне громады для детей и семей с детьми, в частности с инвалидностью, предотвращающих насилие и институциализацию, а также ориентированных на психосоциальное благополучие и минимизацию или преодоление последствий травматизации от войны.
  3. Принятие каких-либо решений на любом уровне должно осуществляться в лучших интересах ребенка и базироваться на основе достоверной информации и полноты данных. 

Очевидно, что для реализации этих приоритетов необходимы много ресурсов и политическая воля. Говорят, что политическая воля есть, а сами партнеры, предъявляющие требования, оказывают сейчас беспрецедентную помощь для их выполнения. Более того, организации в гражданском обществе имеют годами наработанные практики, опыт и огромное желание поддержать и государство, и партнеров ради детей.

Так почему же в который раз «начальная стадия» и «ограниченный прогресс»?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме