Лаборатория законодательных инициатив: «Парламентская реформа выполнена всего на 45,7%»

Документ Обновлено
Поделиться
Лаборатория законодательных инициатив: «Парламентская реформа выполнена всего на 45,7%» © Василий Артюшенко, ZN.UA
Правда, если бы общественная организация учитывала только полностью выполненные рекомендации, то состояние выполнения реформы можно было бы оценить только в 10%.

Парламентская реформа, начатая в 2016 году, выполнена на 45%, отметили в Лаборатории законодательных инициатив. С 2019 года прогресс заметен всего на 4%.

«Парламентская реформа была начата в далеком 2016 году с Дорожной карты по поводу внутренней реформы и повышения институционной способности Верховной Рады Украины. Эта реформа до сих пор не завершена и воплощена меньше, чем наполовину. Поэтому можно ли приветствовать заявления руководства Верховной Рады по поводу необходимости выполнения этой реформы хотя бы на 70-80%. Насколько же реформа имплементирована сейчас? По нашей методологии мы оцениваем ее выполнение на 45,7% (95 баллов из 208 возможных) по состоянию на июль 2021 года», – отметили в общественной организации.

По данным ГО, по сравнению с мартом 2019 года прогресс в реформе продвинулся вперед лишь на 4%, что можно назвать «топтанием на месте». Поэтому, как отметили в Лаборатории законодательных инициатив, рекомендации, представленные в 2019 году, актуальны и сегодня. Речь идет о:

  • формировании единого координационного центра парламентской реформы;
  • внедрении систематической работы по реализации рекомендаций: обновление Дорожной карты и плана приоритетных действий по ее имплементации;
  • принятии концепции законодательного процесса «от начала до конца» (согласованной со всеми субъектами законодательной инициативы), которая отражала бы целевую систему выработки и принятия решений, определяла ключевые этапы реализации парламентской реформы и определяла бы эффективные пути внедрения отдельных ее компонентов реформы. Это необходимо для обеспечения когерентности усилий всех субъектов законодательной инициативы;
  • обеспечении эффективной коммуникации по реформе как внутри фракций и групп Верховной Рады, так и между диалоговыми площадками;
  • налаживании коммуникации с Кабмином для лучшей координации реформационных процессов в парламенте и правительстве;
  • приведении регламента Верховной Рады в соответствие с Конституцией Украины;
  • принятии Закона «О парламентской службе» в целом;
  • принятии кодекса депутатской этики.

Главной проблемой общественная организация назвала отсутствие системности реформирования украинского парламента. Указано, что это особенно касается народных депутатов.

«Если реформы, касающиеся Аппарата ВРУ и зависевшие от решения руководства Аппарата (а также от политического руководства ВРУ), продвигались более или менее комплексно и с учетом рекомендаций Дорожной карты, то направления, относящиеся к правилам и форматам работы самих народных депутатов, или ухудшились по сравнению с 2019 г. или остались примерно на том же уровне. А там, где происходили улучшения, они были реакцией на текущие вызовы и не слишком основывались на рекомендациях Дорожной карты», – указали в ГО.

Как добавили в общественной организации, ярким индикатором этого является то, что Верховная Рада девятого созыва не пересматривала Дорожную карту реформы. Кроме того, действующий состав парламента не обновлял ее в соответствии с настоящими вызовами. И это при том, что в некоторых направлениях дорожная карта устарела и потеряла свою актуальность.

В Лаборатории законодательных инициатив отметили, что основные улучшения в рамках выполнения Дорожной карты касаются аппарата Верховной Рады, в частности:

  • утверждение Стратегии развития Кадрового потенциала;
  • внедрение электронного документооборота, который все равно существует параллельно с бумажным;
  • аудит деятельности, осуществленный Счетной палатой;
  • деятельность по имплементации Коммуникационной стратегии;
  • принятие в основу законопроекта «О парламентской службе».

«Улучшение общей оценки состояния выполнения рекомендаций можно объяснить тем, что сферы, касающиеся Аппарата, улучшились больше, чем ухудшились сферы, касающиеся непосредственно депутатов», – добавили в Лаборатории законодательных инициатив.

По данным ГО, определенные положительные изменения касаются также работы народных депутатов:

  • внесение изменений в регламент;
  • внедрение практики подготовки Плана законопроектных работ;
  • обнародование депутатских запросов;
  • уменьшение количества комитетов. Хотя в этом случае, как указали в ОО, есть проблемы со сферами их ответственности;
  • попытки улучшения контрольной функции.

«Следует помнить, что наша методология учитывает процесс имплементации рекомендаций, поэтому реформа оценивается на 45,7%. Однако если бы мы учитывали только полностью выполненные рекомендации (то есть, ориентировались на результат, а не на процесс), то состояние выполнения можно было бы оценить только на 10%», – отметили в Лаборатории законодательных инициатив.

Указано, что только пять из 52 рекомендаций в рамках реформы выполнены полностью, то есть менее 10%. Все они касаются аппарата ВРУ. В частности, речь идет о рекомендациях:

  • номер 23 – внедрение стратегии информационных и коммуникационных технологий;
  • номер 26 – Верховная Рада должна разработать и одобрить «цифровую» стратегию;
  • номер 35 – проведение аудита Счетной палатой;
  • номер 39 – внедрение в парламенте стратегии развития кадрового потенциала;
  • номер 40 – краткосрочная стажировка, учитывая условия трудоустройства, следует отделить от стажировки государственных служащих.

«Ресурс для увеличения оценки выполнения рекомендаций Дорожной карты при содействии причастных к Аппарату ВРУ сфер в значительной степени исчерпан (поскольку большинство рекомендаций воплощено или почти воплощено). Поэтому для увеличения доли выполненных рекомендаций при последующей оценке нужно будет имплементировать другие рекомендации Дорожной карты. В частности, значительный потенциал для имплементации имеют блоки «Законодательная способность и законотворческий процесс», «Коалиция, оппозиция и диалог», «Соблюдение нравственных норм и стандартов поведения», ведь рекомендации в них выполнены меньше, чем на треть», – отметили в ОО.

Указано, что в первую очередь следует внедрять основные рекомендации, касающиеся законотворческого процесса. В то же время в общественной организации обратили внимание, что выполнение таких формальных рекомендаций как электронная форма документооборота не должны замещать более важные. К последним относятся:

  • внедрение концепции законодательного процесса «от начала до конца»;
  • улучшение экспертно-аналитического сопровождения законопроектов;
  • улучшение контрольной функции и т.п.

«С тех пор не проводился системный мониторинг. Однако поверхностный мониторинг показывает отсутствие заметного прогресса в реализации реформы. По некоторым пунктам наблюдается регресс, например, Верховная Рада в конце 6 сессии отсрочила переход на электронный документооборот», – добавили в общественной организации.

Какие законодательные нововведения будут влиять на нашу жизнь в 2022 году, читайте в обзоре от Лаборатории законодательных инициатив «Законы нового года» и «Законы нового года». Часть 2».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме