Еще в апреле ЦИК обозначила десять пунктов, требующих безотлагательного решения, иначе избежать коллапса во время избирательной кампании будет сложно. Но если определение границ новых районов связано с объективно затянувшимся утверждением перспективных планов объединенных громад, доставшихся «слугам» от старой власти, то взятый ими в заложники Избирательный кодекс с четырьмя тысячами технических и политических правок, — сознательный расклад играющего крупье в свою пользу. Об этом в своем материале для ZN.UA пишет обозреватель Инна Ведерникова.
«На сегодня ЦИК не может приступить к полноценной подготовке кампании в силу двух ключевых факторов — финансового и законодательного, — комментирует сложившуюся ситуацию глава ЦИК Олег Диденко. — Что касается финансов, то, насколько мне известно, в парламентском комитете по вопросам бюджета прошло рассмотрение законопроекта, предусматривающего возвращение средств на подготовку организации и проведение очередных местных выборов. Он рекомендован для принятия парламентом в целом и мы надеемся, что 14 числа так и произойдет, и ЦИК получит возможность перераспределить для территориальных избирательных комиссий положенные два миллиарда с лишним, которые необходимы для нормального обеспечения избирательного процесса. Вопрос обеспечения безопасности избирателей в ходе голосования в условиях карантина — на сегодняшний день тоже открыт. По моему мнению, деньги на финансирование соответствующих мер защиты избирателей и членов комиссий логично выделить из спецфонда, который создавался в рамках государственного бюджета как раз для борьбы с эпидемией. Избирательное законодательство не предусматривает использование средств на эти цели".
В отношении законодательного фактора, — здесь существует достаточно рисков, на предмет которых Комиссия высказывалась публично еще в апреле. Тем не менее парламентарии до сих пор работают над административно-территориальной реформой, а также над изменениями в Избирательный кодекс. Временной фактор и неопределенность, в которой мы оказались, не позволяет приступить к полноценной подготовке избирательного процесса.
Сложилась достаточно абсурдная ситуация когда мы понимаем, что фактически планируется укрупнение районов и изменение их границ. Такие изменения, конечно, потребуют коррекции в том числе Избирательного кодекса, в аспекте отдельных избирательных процедур, например, формирования УИК и установления результатов голосования. Ожидается, что часть районов будет достаточно крупной и они вместят в себя по 700 и более избирательных участков. Районная ТИК никогда ранее не сталкивалась с подобным объемом задач и нагрузкой. А она должна будет сформировать там участковые комиссии и потом принять протоколы о результатах выборов областных советов.
«Как по мне. это непосильная ноша для районной ТИК. Да она, честно говоря, и для ЦИК, которая имеет большой секретариат и штат подготовленных специалистов, достаточно сложная. Как с этим справятся районные комиссии, я, если честно, слабо себе представляю», — говорит Диденко.
Мы ведем постоянный диалог с народными депутатами и предложили передать полномочия формирования УИК от районных ТИК в ТИК, которые будут созданы в громадах, сформированных КМУ. А также полномочия установления итогов голосования — в областные советы. Но, опять-таки, а что если постановление по районам не проголосуют? Две серьезные реформы практически накануне старта кампании не закончены и идут абсолютно параллельно. Более того, — непредсказуемо, потому что единства позиций в парламенте нет. И чем они закончатся, нам не совсем понятно.
"На самом деле, - продолжает Диденко, - подобных выборов — на новой административно-территориальной основе и с новым Избирательным кодексом с новой избирательной системой — Украина еще не проводила. И без учета временного фактора предстоит сложный избирательный процесс в организационном плане, а когда много концептуальных вопросов еще «висит в воздухе», то прогнозировать что либо вообще сложно, а готовиться в нормальном режиме — невозможно. Много организационных вещей, которые могли бы значительно помочь в организации и проведении местных выборов, мы уже объективно по причине отсутствия финансов не успеем сделать. В первую очередь — создать региональные и территориальные представительства ЦИК, а также развернуть информационно-аналитическую систему «МЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ» на уровень территориальных избирательных комиссий".
Ну, трудно сказать, какие еще нужно делать заявления главе Центральной избирательной комиссии, чтобы власть понимала, какую игру затеяла и какие могут быть у этого последствия. Даже если этот состав ЦИК получит свой «заслуженный» «неуд» за проведение кампании и уйдет.
Еще в апреле ЦИК обозначила десять пунктов, требующих безотлагательного решения, иначе избежать коллапса во время избирательной кампании будет сложно. Но власть, заигравшаяся в партизацию, тянет время. Взятый «слугами» в заложники Избирательный кодекс с четырьмя тысячами технических и политических правок, — сознательный расклад в свою пользу.
Однако самая компетентная команда в мире сильно рискует. И может переиграть сама себя, окончательно утащив на дно не только партийный, но и президентский рейтинг и поставить под угрозу всю избирательную кампанию, а заодно и страну. Подробности чтайте в материале Инны Ведерниковой «Местные выборы. У кого джокер?».