Глава общины является первым фильтром по законности решений местных советов. Несмотря на это, когда суды отменяют определенные решения из-за незаконности, главы общин в Украине не несут никакой ответственности за подписание под ними, пишет Александр Сергиенко в статье «Можно ли посадить местную раду на скамью подсудимых, или Как сделать, чтобы местные депутаты не воровали?».
«Отдельно следует очертить роль главы громады в обеспечении законности и целесообразности решений местной рады. По закону он имеет право наложить вето на решение рады, приостановив его действие. На это у него пять дней. Преодолеть вето можно только при условии, если за это решение отдадут голоса две трети депутатов от общего состава рады. То есть именно глава громады является первым фильтром — контролером законности и соответствия решений интересам громады», – пишет автор.
Сергиенко объясняет, что у главы громады, в отличие от местных депутатов, есть реальные инструменты, чтобы контролировать законность решений. В частности, он:
- возглавляет исполнительный комитет;
- формирует его персональный состав;
- располагает аппаратом, юристами, управлением и профильными отделами.
«Это позволяет проверять решения на соответствие Конституции, законам и регламенту до момента их подписания. Именно поэтому логично задать вопрос: почему главы громад не несут никакой ответственности, если подписанное ими решение затем упраздняется судом как незаконное?», – добавляет Сергиенко.
По словам автора, в случае отмены решения судом правоохранителям даже не нужно доказывать сложные цепи умысла. Ведь подпись главы громады – это уже прямое свидетельство, что он знал, о чем идет речь и сознательно узаконил решение, не соответствующее закону.
«В Министерстве обороны в свое время был введен эффективный механизм ответственности исполнителей. Любой документ, выходивший с подписью министра, имел специальную форму согласования (визирования) — каждый начальник подразделения министерства ставил подпись на штампе, где было опубликовано примерно следующее: «документ отвечает всем нормам законодательства и не имеет коррупционных рисков». Думаю, было бы крайне уместно ввести такой механизм и в работе Киеврады и КГГА, чтобы при случае было сразу видно, «кто есть ху», – отметил автор.
В громадах, подчеркнул Сергиенко, также есть механизм, который должен контролировать действия местных властей. Речь идет о системе электронных петиций, которые могут быть сигналом о сомнительных решениях. Однако на практике, отмечает автор, петиции редко работают эффективно.
«По состоянию на сегодняшний день неизвестно ни об одном случае, когда глава украинской громады был бы привлечен к ответственности из-за отмены решений рады в суде. И здесь мы снова возвращаемся к основному вопросу: должны ли депутаты нести ответственность за принятие незаконных решений?», – подытожил автор.
Отметим, что 8 апреля секретарь Киеврады Владимир Бондаренко после того, как депутаты не смогли его уволить с должности, сам подал заявление о досрочной отставке. Такое решение поддержал 81 депутат Киевсовета. Депутаты требовали отставки из-за «пленок Комарницкого» и дела Национального антикоррупционного бюро «Чистый город» относительно коррупции и земельных махинаций в городе.
Напомним, 6 февраля НАБУ провело следственные действия в отношении бизнесмена Дениса Комарницкого. Бюро сообщило, что совместно со Специализированной антикоррупционной прокуратурой осуществляет масштабную операцию «Чистый город», направленную на разоблачение коррупционных схем в Киевском городском совете.
В рамках этого дела Высший антикоррупционный суд избрал меру пресечения для нескольких фигурантов. Заместитель главы КГГА Петр Оленич 7 февраля был заключен под стражу на два месяца с правом на залог в размере 15 миллионов гривен. А 21 февраля стало известно, что он вышел из СИЗО. Уже в марте стало известно, что Михаил Терентьев, Юрий Леонов и Алексей Мушта также вышли из СИЗО под залог.
10 февраля появилась информация, что Денис Комарницкий пытался покинуть Украину, после чего его объявили в розыск. Правда, позже выяснилось, что сбежать он смог. Как сообщил наш собеседник, границу «смотрящему за Киевом» помогли пересечь «представители пограничной службы, а также — правоохранительных органов или спецслужб, которых он кормил из руки».
Подробнее о махинациях с землей читайте в статье Инны Ведерниковой «Коррупция в Киеве. Кто заказал НАБУ бэк-офис Комарницкого и при чем здесь Банковая?», а также в статье Георгия Могильного «Дома-призраки и «туалетные схемы» в законе. Почему выстрелы НАБУ и САП могут быть холостыми».