Как известно, профильный комитет Верховной Рады поддержал законопроект №8225, предусматривающий упрощение процедуры принудительного отчуждения земельных участков для строительства объектов критической инфраструктуры I и II категорий критичности на период действия военного положения и следующие десять лет. Отчуждать участки предлагают без решения суда на основании решения Кабмина.
В то же время этот документ создает риски, что выделенные на строительство деньги будут тратиться быстро, но вероятность затягивания начала самого строительства станет больше, пишет Георгий Могильный в статье для ZN.UA «Как законопроекты №8178-1 и 8225 превращают государство в «царя Мидаса».
«Наибольшее возмущение в обществе вызвало намерение отбирать землю без решения суда. Но давайте на несколько минут станем реалистами и честно ответим на вопрос: где больше шансов на незаконное решение в украинских судах или Кабмине?», – пишет автор.
По его словам, плохо, что вместо настоящего реформирования судебной системы часть естественных полномочий суда возлагают на правительство, но вероятность незаконных действий Кабмина явно меньше. Могильный объяснил, что в отличие от судов каждое решение Кабмина находится в поле внимания СМИ. Именно это внимание «четвертой власти» и обеспечивает отсутствие чрезмерной наглости.
Хуже всего по словам автора то, что наиболее значительные объекты критической инфраструктуры хотят начинать строить, не устранив предварительно всех потенциальных проблем. Решение Кабмина об отчуждении земельных участков может быть обжаловано в суде и каким будет окончательное решение украинского суда, неизвестно.
«То есть предложенный в проекте закона №8225 механизм позволяет быстро начать тратить публичные средства на большое строительство, но значительно повышает вероятность задержек или даже полной остановки реализации проекта и, как следствие, может привести к значительному росту стоимости или к огромным убыткам», – добавляет Могильный.
Еще одной новацией законотворцев он назвал право Кабмина безвозмездно отчуждать в государственную собственность землю и здания коммунальной собственности, если это необходимо для строительства вышеуказанных объектов критической инфраструктуры. Под лозунги о децентрализации и способных территориальных громадах бесплатно отбирать у местного самоуправления часть его материальной основы, установленной Конституцией, — это, как отметил автор, не лучший способ демонстрировать европейский выбор Украины.
По словам Могильного, отсутствие компенсации (что определенным образом еще противоречит части 3 статьи 142 Конституции) в этом случае может спровоцировать злоупотребление со стороны государственной власти с последующими перерасходами публичных средств. Для объектов могут начать выбирать не наиболее рациональное размещение, лишь бы строить на бесплатно отобранном у территориального общества участке, а не использовать государственную землю или выкупать частную.
«Таким образом, в законопроекте есть определенные положительные намерения предусмотреть принудительное изъятие земли для строительства действительно необходимых для функционирования государства объектов и возможность принудительного изъятия земли из коммунальной собственности, чтобы интересы государства не зависели от политических прихотей органов местного самоуправления (ОМС). Но заложенная концепция реализации этого сводит насмарку все упрощение процедуры и наоборот создает немалые риски затягивания или даже полной остановки реализации проекта, если собственник земли будет опираться», – подытожил автор.
Напомним, в ВРУ к голосованию готовят законопроекты №8178 и №8178-1, упрощающие механизм изменения целевого назначения сельскохозяйственных земель, а также №8225 и №7528, позволяющие принудительно изымать земельные участки во время восстановления. Председатель Национального агентства по предотвращению коррупции Александр Новиков заявил, что все четыре документа полны коррупционных рисков.