Первоначальным этапом в реформе децентрализации должно быть объединение громад, при четком понимании, сколько их будет, какими они будут и с какими полномочиями. И только после этого должны приниматься соответствующие финансовые решения.
Об этом в интервью ZN.UA сказал экс-мэр Варшавы, депутат Сейма, известный польский эксперт Марчин Свенчицкий, комментируя шаг украинской власти, которая начала этот процесс с конца - приняла бюджет и Бюджетный кодекс, передав часть финансов на места, не потрудившись при этом ответить на вопрос: кому и с какими полномочиями.
Ведь громад, способных взять на себя ответственность за эти средства, еще и в помине нет. Полномочия не переданы. В итоге, все средства сосредоточились на более обеспеченном инфраструктурой районном уровне.
Что касается перераспределения полномочий, то, по словам Свенчицкого, в Польше на первом этапе реформы внесли изменения почти в 100 законов. Они касались абсолютно всех сфер жизни гмины: образования, медицины, транспорта, окружающей среды.
"Тем самым все полномочия публичной власти были разделены между местным самоуправлением и государством. Ведь следует четко понимать, к примеру, кто создает школу, кто ее закрывает, кто назначает директора, кто принимает учителей на работу и утверждает программу… И так в любой сфере. И это не мелочи. Это механизм и ответственность. У нас был даже принят специальный закон О законе на этот счет. Где было четко обозначено, в какие законы, какие изменения необходимо внести, какие полномочия и кому передать", - рассказал депутат Сейма.
При этом в Польше в свое время был принят еще один важный организационный закон - о введении реформы.
"В нескольких законах, которые мы принимали, не был обозначен срок их введения в действие. Потому как весь пошаговый алгоритм - со сроками, конкретными задачами и ответственными был в этом специальном законе о введении реформы. Когда передавать землю? Кто передает? Кому? Кто осуществляет надзор над процессом? Три четверти работников государственных органов были переведены в местное самоуправление. Как это сделать? С какого дня? Какие у них будут гарантии занятности и зарплаты? Что меняется, а что остается, как было? Т.е. там было описано множество ключевых деталей, практически инструкций, обеспечивавших введение этой реформы", - рассказал Свенчицкий.
По его словам, добровольное объединение - "то достаточно долгий и непредсказуемый путь".
"Не все захотят объединяться. Даже если им пообещать финансовые преференции. Поэтому должен быть если не сразу закон об административно-территориальном устройстве, то обязательный перспективный план объединения, который бы обозначал предпочтительные границы и количество новых громад", - считает эксперт.
"В 1990-м у нас не было больших проблем на этом уровне, поскольку в Польше было около 2 500 гмин, что нас вполне устраивало, и 40 тыс. солецтв, ставших вспомогательными единицами. Но в 1998-м 49 правительственных воеводств были превращены в два новых уровня местного самоуправления: закон ввел 16 воеводств, а указ Совета министров - 370 поветов. Безусловно, сначала были выработаны критерии, согласно которым подготовлены предложения, проведено также множество консультаций на местах. Но окончательное решение было оформлено в приготовленные "сверху" правовые акты.
Добровольно всегда можно объединиться, но на это мало кто идет. Поэтому должен быть план объединения, выделен какой-то период времени для консультаций жителям между собой и с экспертами, которые готовят реформу, а также для возможных корректировок. То есть ситуацию можно корректировать и оперативно исправлять неточные решения. Закон об объединении громад у вас принят. И слава Богу. Уже сегодня он дал шанс для добровольного объединения. Но кроме этого необходим разработанный и просчитанный план объединения. Главное - чтобы и эксперты, и правительство, и комитет парламента пришли здесь к общему знаменателю и пошли на внесение изменений в закон", - рассказал Свенчицкий.
Он также рассказал, как в Польше регулируется вопрос собственности общин:
"У нас, действительно, все население гмины является одним юридическим лицом. Совет, исполнительный комитет, мэр гмины, это только органы, которым гмина (как юридическое лицо) делегирует определенные полномочия. Эти органы никак не могут быть юридическими лицами. Для нас это нонсенс. Но в тоже время, действительно, есть процедура, предписывающая, как принимаются те или иные решения. Часть из них может самостоятельно принимать исполком гмины. Однако вопросы, связанные с продажей земли, имущества, инвестициями, решает только совет гмины после того, как исполком предложит ему соответствующий проект решения. В итоге совет распоряжается землей и имуществом, потому как согласно закону о местном самоуправлении гмина делегирует ему эти полномочия. Более того, никаких параллельных решений никакое общее собрание гмины принять не может. Никакого двоевластия. Только совет, которому юридическим лицом делегированы полномочия.
И здесь уже ваше дело, каким путем идти. Для нас тогда, в 90-е, философия и символы были чрезвычайно важны, поскольку мы рвали с советской системой. Потому что помимо монополии собственности мы рушили еще и политическую, иерархическую, финансовую и административную монополию системы. Для вас кроме этого сегодня крайне важно еще и найти консенсус - и в экспертной среде, и в политической. Здесь надо не состязаться в лозунгах и репликах, а просто слышать друг друга. Ради страны. И если вам удастся эта реформа, как бы вы в ней и что ни назвали, вы поломаете систему. И получите главный шанс для развития".
Читайте полностью интервью Инны Ведерниковой с Марчином Свенчицким: "В Украине реформа оказалась не в экспертном, а в политическом поле. В этом основная ошибка" в свежем номере еженедельника "Зеркало недели. Украина".