Без антимонопольного режима Украина останется умирающей экономикой с нищим населением – Atlantic Council

Поделиться
Без антимонопольного режима Украина останется умирающей экономикой с нищим населением – Atlantic Council
Ни в одной другой стране региона местный частный олигархический капитал не является таким сильным, как в Украине.

Соединенные Штаты придумали много вещей, но антимонопольное законодательство и политика в области конкуренции были, пожалуй, самыми глубокими. Эти законы устанавливают справедливые правила для рынка, и именно поэтому страна стала самой богатой и мощной на планете. Без этого Соединенные Штаты были бы похожи на Россию или Украину: обнищавшее население, умирающую экономику и политическую систему, которой владеют несколько десятков олигархов, пишет Дайан Фрэнсис - старший научный сотрудник Центра Евразии Атлантического Совета.

Фрэнсис отмечает, что самый драматичный пример мудрости этих законов произошел в 1904 году, когда нефтяной гигант Рокфеллера Standard Oil контролировал 91 процент добычи нефти и 85 процентов конечных продаж в Соединенных Штатах. Его доминирование позволило ему все чаще издеваться над работниками, конкурентами, поставщиками и потребителями. Но в 1911 году Министерство юстиции США подало в суд на группу в соответствии с федеральным антимонопольным законодательством для содействия конкуренции на рынке и распорядилось о реструктуризации 34 компаний для продажи независимым организациям.

Эта драконовская мера не была предпринята вне зависимости от политической мести. Это было во имя справедливости, и это спасло Соединенные Штаты. Без антиконкурентных ограничений экономика похожа на хоккейные игры без судей, поэтому гунны контролируют лед, побеждают во всех играх и не дают играть маленьким, более быстрым и умным игрокам. Безудержная концентрация власти разрушает любую экономику, предприятия и возможности.

Вот почему новый президент Украины Владимир Зеленский и парламент должны немедленно создать антимонопольный режим. Это не ракетостроение. Есть шаблоны и эксперты, которые могут помочь украинским усилиям окончательно вырвать железную хватку олигархов из их экономики, чтобы предоставить возможности для лучших, умных и быстрых. Антимонопольный режим должен быть установлен до того, как правительство проведет массовую приватизацию неэффективных и коррумпированных государственных предприятий, чтобы олигархи или их союзники не могли их раскупить и стать еще более могущественными.

Но в тандеме должны быть ограничения, установленные для иностранной собственности, иначе экономика Украины будет контролироваться немцами, американцами или китайцами. Прямые иностранные инвестиции желательны и необходимы, но должны быть ограничены теми, кто привлекает капитал для создания новых активов и услуг, а не теми, которые просто захватывают антиконкурентные, олигархические или государственные империи.

Без этих реформ ничего не изменится, потому что концентрация экономической мощи Украины уже не в чартах. Согласно отчету Deloitte Central Europe Top 500 , опросу крупнейших компаний Центральной и Восточной Европы, до 64 процентов украинских фирм контролируются местным частным капиталом (читай - олигархами). Ни в одной другой стране региона местный частный капитал не является таким сильным, как в Украине.

Для сравнения, местный частный капитал контролирует только 29,4 процента крупнейших компаний в Польше, 23,2 процента в Чехии и 3 процента в Венгрии. В то же время доля иностранного капитала в структуре собственности украинских компаний является самой низкой среди стран Центральной и Восточной Европы, всего 12 процентов (по сравнению с 18,1 процента в Хорватии, 54,4 процента в Польше и 83,2 процента в Венгрии).

Уровень совокупной концентрации власти должен быть ограничен (например, никто не должен владеть более чем 20 процентами в секторе или отрасли) и строго соблюдаться. Монополии должны быть разрушены и предотвращены новые - такие, как те, которые существуют в Украине в областях удобрений, металлургии и распределения энергии. Приватизация сельскохозяйственных угодий должна также наложить ограничения на совокупную собственность и концентрацию власти на рынках (например, в средствах массовой информации).

Сразу после 1990 года Польша, Чешская Республика, Словакия и Венгрия приняли эффективные антимонопольные и антимонопольные законы и превратили свои социалистические системы в процветающие рыночные системы. Это быстро подняло уровень жизни, подчеркивает автор.

Этим страны признали, что неудачи их ранее неконкурентной экономики были связаны с государственной собственностью, но поняли, что приватизация окажется в руках политически связанных олигархов, как это произошло в России и Украине. Они также поняли, что им нужны ограничения на владение иностранным капиталом приватизированными активами или что-то еще, как один чешский эксперт сказал в 1991 году: "Немцы или американцы могут выписать чек на всю нашу экономику".

Их антимонопольные органы играют решающую роль в надзоре за рынком, усилиях по демонополизации, либерализации импорта, реструктуризации естественных монополий и контроле за слияниями, отмечает автор. Например, их законы публикуют исчерпывающий список действий, которые запрещены, если только они не "необходимы для ведения экономической деятельности" и не вызывают "значительного" ограничения конкуренции.

Запрещенные действия включают в себя хищническое ценообразование, фиксирование цен, фальсификацию ставок (путем подавления ставок, ротации), навязывание обременительных условий контракта, связанные продажи (вы должны купить это, если хотите купить это), приобретения акций и активов, которые уменьшают или устраняют конкуренцию, взаимосвязанные управления, фиксация цен, мошенничество с распределением рынка, ограничение доступа к рынку, ограничение производства, продаж или закупок, а также соглашения между конкурентами об установлении условий контрактов, заключенных с третьими сторонами.

Подобно чешскому и словацкому законам, венгерское законодательство содержит примеры запрещенных антиконкурентных соглашений, включая соглашения об установлении цен, разделении рынка, бойкотах, дискриминации в отношении покупателей или продавцов, ограничении производства или распределения и ограничении доступа к рынку.

Вот почему одним из первых действий, которое должно предпринять новое реформированное правительство в Украине, является создание жестких и независимых судей, которые гарантируют наличие справедливых экономических правил, регулирующих ведение бизнеса, приватизацию, действия по демонополизации, принудительные продажи и вхождение новых местных и иностранных игроков в свою экономику.

Антимонопольные режимы будут представлять собой верховенство закона и обходить кривую судебную систему Украины. Предприниматели и трудолюбивые украинцы и потребители заслуживают справедливой системы свободного предпринимательства. Без этого их олигархи будут продолжать контролировать страну, зарплаты украинцев будут оставаться на низком уровне, также останутся высокие цены и невозможность начать бизнес или возможность конкурировать, резюмирует автор.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме