На прошлой неделе популярность фильма «Барби» Греты Гервиг можно было определить по цифрам возле знака $. В истории знаменитой американской киностудии Warner Bros. фильм установил рекорд в кассовых сборах — один миллиард долларов в кратчайший срок.
На сегодня фильм продолжает набирать беспрецедентную популярность, но вместе с тем вызывает и яростные разногласия.
Сейчас «Барби» покоряет Ближний Восток: на прошлой неделе фильм вышел на экраны в Саудовской Аравии — одном из самых патриархальных государств мира, в Объединенных Арабских Эмиратах и Бахрейне. В этих странах популярность «Барби» зашкаливает — в некоторых кинотеатрах запланировано более 15 показов в день. А вот в соседнем Кувейте на прошлой неделе фильм запретили.
В Америке и Европе многие этот фильм уже посмотрели, теперь о нем можно и поговорить, ибо это не только тренд, но и политический манифест.
Но если кто-то еще не в курсе, о чем эта лента, вот вкратце ее содержание.
Фильм рассказывает о приключениях куклы, «стереотипной» Барби — красавицы блондинки (Марго Робби), живущей в матриархальном раю Барбилэнда вместе со многими барби-учеными, барби-политиками, барби-врачами, а также барби — судьями Верховного суда. Однажды утром идеальный мир «стереотипной» Барби начинает необъяснимо рушиться — ее ноги на высоких каблуках делаются плоскими, из душа льется холодная вода, тост подгорает — и она осознает свою смертность.
Эти перемены, как выясняется, связаны с тем, что женщина, когда-то игравшая с ней в реальном мире (Феррера), несчастлива. Чтобы восстановить свою идеальную жизнь, кукла должна вернуться в реальный мир и найти там свою бывшую хозяйку.
Барби думает, что в реальном мире все устроено так же, как и в ее прекрасной стране, и миром правят женщины. Но увидев реальный американский город Лос-Анджелес, Барби приходит в шок от того, что в реальном мире правят мужчины. Меж тем Кену — кукле-мужчине, сопровождающему Барби (Райан Гослинг) патриархат реального мира приходится по вкусу. Вернувшись в Барбилэнд из Лос-Анджелеса, Кен планирует изменить конституцию, чтобы захватить власть и устранить силы барби.
Всем ясна общая идея фильма — под прикрытием сказочного сюжета фильм критикует социальную организацию, при которой мужчины доминируют в обществе, а женщины играют второстепенные роли.
Но для американского зрителя фильм не только несет общую идею феминизма, но и наполнен очень конкретным политическим содержанием. В шутливой и сказочной форме лента говорит об угрозе американской демократии и, в случае прихода к власти трампистов, — последующем поражении женщин в правах.
Важное место в фильме занимает тема законодательства. Почти в самом начале мы видим Верховный суд Барбилэнда, где обсуждаются права корпораций. «Корпорация — это не человек», — говорит одна из барби-судей. «Если признать, что у корпораций равное право голоса с человеком, то у нас скоро будет клептократия». Остальные барби-судьи соглашаются.
Я смотрела фильм в Нью-Йорке, где зал, полный девушек, разодетых в розовые одежды, в этом месте понимающе рассмеялся. Эта сцена сразу же дает политическую окраску всему фильму, но для зрителей, не живущих в США, нужны пояснения. Речь идет об известном решении Верховного суда 2010 года, позволившем усиление политического влияния богатых доноров и корпораций. Большинством голосов (5 консервативных судей против 4 либеральных) суд признал, что ограничение политических расходов корпораций нарушает право на свободу слова. То есть фактически суд приравнял права корпораций к правам отдельно взятого человека. Отменив ограничения расходов корпораций на выборы, Верховный суд позволил небольшой группе богатейших людей получить беспрецедентное влияние на власть. Это решение суда активно поддерживалось республиканцами и критиковалось демократами. После того как Верховный суд вынес данное решение, тогдашний президент Обама, выступая перед Конгрессом, заявил: «Это решение откроет шлюзы для групп с особым интересом, в том числе и для иностранных корпораций, которые теперь смогут неограниченно расходовать средства на наших выборах».
И был прав. В карманы консервативных политиков потекли так называемые темные деньги, источник которых не разглашается. Конечно, темные деньги из всевозможных источников, включая иностранные, посыпались и в карман Трампа.
Верховный суд хорошеньких барби указывает на очевидное — засилье консервативных судей в Верховном суде США привело к ослаблению демократии. (Тут важно пояснить, что Верховный суд — это одна из трех ветвей власти США. Судей назначает на пожизненный пост президент страны. Трамп, назначив трех ультраконсервативных судей, создал в суде значительный перевес консерваторов. Если на следующий срок президентом опять будет Байден, баланс в суде хотя бы частично можно будет восстановить. Но если вернется Трамп, можно предположить, что в стране на многие годы установится жесткий консерватизм.)
Тема Верховного суда продолжает быть важной в течение всего фильма. Зал опять смеется, когда Барби, попадая в реальный мир, плакат с девятью красавицами в купальниках принимает за групповой портрет верховных судей. Шутка заключается не только в том, что красавицы не выглядят как судьи в нашем мире, но и в том, что Верховный суд, где при Трампе стало еще больше консерваторов, принимает решения, направленные против прав женщин. Так в 2022 году консервативный Верховный суд отменил федеральный закон, защищающий право женщин на аборт. В результате, начиная с прошлого года, в таких консервативных штатах, как Техас, женщины не могли получить медицинскую помощь, даже когда беременность угрожала их жизни или когда неправильно сформировавшийся эмбрион не имел шансов на выживание.
В своем фильме Гервиг не обсуждает тему абортов напрямую. Но тема женской анатомии возникает несколько раз. Отсутствие гениталий у куклы Барби в реальном мире делает ее неуязвимой, о чем она и заявляет нагловатой группе строительных рабочих. Но вернувшись в реальный мир женщиной, Барби первым делом идет на прием к гинекологу. Американская аудитория понимает, что при сегодняшнем законодательстве именно женская анатомия представляет для Барби-женщины одну из наибольших опасностей.
Есть в фильме и намек на попытку Трампа организовать в 2020 году антиконституционный переворот. Попытка придурковатого и нарциссичного Кена захватить власть, изменив конституцию в Барбилэнде, смотрится в США как интерпретация знакомых событий.
Фильм не идеализирует женщин, и Барби не всегда соответствует идеалам феминизма. Столкнувшись с волей тщеславных кенов, многочисленные барби, которые только что были юристами, физиками, врачами, готовы согласиться на собственное порабощение и роль угодливой прислуги для кенов.
Главная героиня фильма, «стереотипная» Барби, тоже почти готова позволить директорам компании, делающей кукол, посадить себя обратно в коробку. «Я так давно не была в коробке», — говорит она с ностальгической нотой в голосе. Конечно, коробка — это метафора традиционного места женщин в обществе. А весь фильм — это призыв не позволить женщинам вернуть себя в мир традиционных «коробочных» ценностей. В американском контексте это означает: не дать Кену-Трампу снова стать президентом.
Не удивительно, что фильм «Барби» привел американских консерваторов и сторонников Трампа в ярость. Например, республиканский сенатор Тэд Круз назвал фильм «китайской коммунистической пропагандой», которая, «промоет мозги» девушкам. Известный американский ультраправый политический обозреватель и ярый сторонник Трампа Бен Шапиро в видео на YouTube в знак протеста поджег в мусорном баке кукол Барби и Кена, а заодно и розовую игрушечную машинку. Консервативный критик и комментатор Рич Кромвель осудил фильм и даже призвал Грету Гервиг подумать о благодарности обществу, позволившему ей стать режиссером: «Барби» — это двухчасовая нудная жалоба на то, как патриархат угнетает дам, хотя тот факт, что патриархату не удалось сдержать Гервиг, должен был бы заставить ее немножко задуматься». Кромвель пообещал не водить своих дочерей на такой ужасный фильм. Опасаясь влияния «Барби», президент ультраконсервативной группы Turning Point USA Чарли Кирк даже предложить организовать бойкот этой «гиперженственной, ультра-розовой пропаганде».
Американские трамписты волнуются не зря. Самой большой популярностью фильм пользуется у молодежи. (75% аудитории «Барби» моложе 29 лет.) Именно эту демографическую группу трамписты не хотели бы вдохновлять на политическую деятельность. В прошлые десятилетия молодежь в США была аполитична. Но вопреки ожиданиям, именно эта возрастная группа толпами явилась на выборы 2022-го. Молодые избиратели не дали республиканцам получить большинство мест в Сенате; в Висконсине на выборах в Верховный суд штата способствовали победе либеральной юристки Джанет Протасевич; в Огайо на днях помогли отвергнуть поддержанную республиканцами меру, которая затруднила бы защиту права женщин на аборт.
Fox News показал карту, свидетельствующую, что "Барби" более популярна в красных штатах, чьи избиратели преимущественно поддерживают Республиканскую партию
Наибольшей популярностью «Барби» пользуется в консервативных, голосующих за Трампа штатах, таких как Кентукки, Арканзас и Техас, то есть там, где молодежь (как и в странах Ближнего Востока) изголодалась по идеологии гендерного равенства и скепсису в отношении «традиционных ценностей».
«Барби» — это «троянский конь», — заявил проповедник из Бахрейна Хасан аль-Хусейни. И он прав. Под видом развлечения «Барби» несет мощный политический заряд, который будет способствовать разрушению ультраправой и консервативной идеологии в Америке и за ее пределами.