для служителей Фемиды
В системе государственных институтов особое место занимают органы, которые рассматривают вопросы комплектования корпуса судей, назначения их на должности, повышения, освобождения от занимаемых должностей и применения к ним мер дисциплинарного воздействия. В Италии и Франции - это Высшие советы магистратуры, в Испании - Генеральный совет судебной власти. Подобные органы есть и в других странах.
Их деятельность призвана гарантировать независимость правосудия, вывод его органов из-под какого бы то ни было влияния политической власти. В то же время в случаях ненадлежащего исполнения судьями своих служебных обязанностей, нарушения законов обеспечивается возможность привлечения их к дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности. Эти органы независимы от всякой другой власти и свои решения принимают коллегиально. В феврале 1998 года закон «О Высшем совете юстиции» был принят в Украине.
Высший совет юстиции является органом, ответственным за формирование в государстве высокопрофессионального судейского корпуса, способного квалифицированно, добросовестно и непредвзято осуществлять правосудие на профессиональной основе, а также за принятие решений в отношении нарушений судьями и прокурорами требований относительно несовместимости, в рамках своей компетенции об их дисциплинарной ответственности.
Нужен ли такой орган в нашем государстве? Да, нужен.
Изучение состояния правосудия в Украине показывает, что оно не отвечает предъявленным требованиям. В 1997 году в кассационном порядке были отменены приговоры в отношении 3794 лиц и 11856 решений по гражданским делам, рассмотренным судами по первой инстанции. При рассмотрении многих дел, как уголовных, так и гражданских, допускается волокита. Причины такого положения разные. Но прежде всего это низкий профессионализм судей, недостаток опыта работы, а иногда недобросовестное отношение к исполнению служебного долга и даже заинтересованность в том или ином результате рассмотрения дела.
Не изжиты случаи давления на судей со стороны отдельных должностных лиц. Все это налагает особую ответственность на Высший совет юстиции за формирование судейского корпуса на данном этапе развития государства.
Что собой представляет Высший совет юстиции Украины?
В соответствии со ст.131 Конституции Украины Высший совет юстиции состоит из 20 членов. В нем представлены все ветви государственной власти. По три члена назначаются Верховной Радой Украины, Президентом, съездом судей, съездом адвокатов и съездом представителей учебных и научных заведений. Два члена назначаются Всеукраинской конференцией работников прокуратуры. Председатель Верховного суда Украины, министр юстиции Украины, генеральный прокурор Украины входят в состав Высшего совета юстиции по должности.
Срок полномочий членов Высшего совета составляет шесть лет.
Высший совет юстиции является коллегиальным и независимым органом. Воздействие на его членов в любой форме воспрещается. Члены Высшего совета юстиции перед вступлением в должность принимают присягу на заседании Верховной Рады Украины.
В структуру Высшего совета юстиции входят две секции: по вопросам подготовки представлений о назначении судей и их освобождении, а также дисциплинарная санкция для осуществления дисциплинарного производства, рассмотрения жалоб на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности, принятия решений о нарушении судьями и прокурором требований о несовместимости. Работу Высшего совета юстиции координирует председатель совета, а в его отсутствие - заместитель председателя.
На первом заседании Высшего совета юстиции, которое состоялось 31 марта 1998 года, председателем избран Валерий Евдокимов.
Сейчас в Высший совет юстиции входит 16 членов. Еще не назначены три члена Верховной Радой, не вошел в совет генеральный прокурор Украины, в связи с тем, что на эту должность еще никто не назначен.
Высший совет юстиции является полномочным при условии назначения на должность не менее трех четвертых его конституционного состава, то есть 15 членов.
В соответствии с законом, Высший совет юстиции вносит предложения о назначении судей, освобождении их от занимаемых должностей по всем основаниям, предусмотренным ст.126 Конституции Украины.
По результатам рассмотрения Высший совет юстиции принимает решение о признании занятия судьей или прокурором другой деятельностью, несовместимой с дальнейшим пребыванием на должности судьи или прокурора. При этом Высший совет юстиции может предложить определиться, продолжать ли работу на должности судьи или прокурора или же заняться другой деятельностью. Он также может принять решение о признании нарушения требований о несовместимости и направить представление соответствующим органам об освобождении судьи или прокурора с должности.
Субъектами обращения в Высший совет юстиции относительно нарушений законодательства о несовместимости являются: народный депутат Украины, председатель Верховного суда Украины, председатели высших специализированных судов, министр юстиции Украины, квалификационные комиссии судей - в отношении судей и генеральный прокурор - в отношении прокуроров.
Кроме того, при наличии соответствующих материалов Высший совет юстиции может рассматривать эти вопросы и по собственной инициативе. Одной из важнейших функций Высшего совета юстиции является дисциплинарное производство в отношении судей Верховного суда Украины и высших специализированных судов.
Высший совет юстиции может привлечь к дисциплинарной ответственности председателя, заместителей председателя и судей Верховного суда Украины, председателей и судей высших специализированных судов по основаниям, предусмотренным статьей 126 Конституции Украины и законом Украины «О статусе судей».
В качестве меры дисциплинарного реагирования Высший совет юстиции может применить выговор или понижение квалификационного класса. Он также может принять решение о соответствии судьи занимаемой должности и направить решение об этом в орган, который назначил или избрал судью. Инициатором открытия дисциплинарного производства в отношении упомянутой категории судей может быть народный депутат Украины, уполномоченный Верховной Рады по правам человека, член Высшего совета юстиции.
Заседания Высшего совета юстиции проводятся открыто, и лишь по решению большинства конституционного состава совета заседание может быть объявлено закрытым.
Статья 28 закона Украины «О Высшем совете юстиции» за неисполнение или несвоевременное исполнение актов Высшего совета юстиции, уклонение от представления или нарушения сроков представления истребуемых документов и материалов предусматривает ответственность должностных лиц в соответствии с законом.
Сегодня Высший совет юстиции Украины сформирован. На протяжении двух месяцев в адрес Высшего совета юстиции поступили сотни жалоб и обращений от граждан Украины. К сожалению, Высший совет юстиции не может начать работу, так как по не зависящим от него причинам еще не решены вопросы обеспечения его деятельности. Для размещения Высшего совета юстиции не выделены помещения. Не укомплектован секретариат совета, который должен осуществлять организационное, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Высшего совета юстиции.