В советское время мы твердо знали, что «моя милиция меня бережет». В те годы не было ни одной сферы жизни, которая не регулировалась бы государством, и правоохранительные органы были единственной силой, уполномоченной обеспечивать нашу безопасность. Одно из главных отличий эпохи сегодняшней — появление и рост той части общества, которая отлично обходится без вмешательства государства, т.е. частного и гражданского секторов. И средний класс, с развитием которого связывают благополучие любой современной страны, и крупный бизнес, и негосударственная общественная организация не могут полноценно существовать без уверенности в завтрашнем дне.
Диверсификация социально-экономической жизни страны выдвигает новые требования к системе общественной безопасности. Сегодня она не может оставаться исключительно государственной. Держава просто физически не способна «потянуть» армию правоохранителей, необходимую для обеспечения безопасности каждого предприятия или другой приватной «ячейки общества». Да это и не нужно: демократическое общество и рыночная экономика способны самостоятельно организовать свои, негосударственные, службы безопасности. Которые будут справляться со своими задачами не хуже, а иногда и лучше централизованного правоохранительного аппарата. Которые не будут требовать бюджетного финансирования (а те из них, которые являются коммерческими, станут еще и пополнять казну налогами). А если к тому же выстроить их взаимодействие с государственными силовыми структурами (необходимость которых никто не отрицает)… Да присовокупить социальную активность граждан, осознавших свои права…
Мы получим необыкновенно эффективную систему безопасности, мощную, устойчивую к террористической и криминальной угрозе, самозащищающуюся от коррупции… Словом, способную вернуть гражданам Украины уверенность в том, что их «берегут» не хуже былой советской милиции. О перспективах реализации такой системы в Украине мы беседуем сегодня с одним из ее организаторов, доктором юридических наук, председателем общественной организации «Международное антитеррористическое единство» Василием Крутовым.
— Что сегодня представляет собой негосударственная система безопасности предпринимательства (НСБП) в Украине? Сколько существует охранных фирм? Какой объем средств обращается на этом рынке?
— В том-то и дело, что пока такой системы нет, а есть только ее отдельные фрагменты. Поэтому и о четких статистических характеристиках этого рынка говорить не приходится. Фактически — это сотни фирм, предоставляющих различные услуги: от охранных до консалтинговых и информационно-аналитических, от услуг в сфере информационной безопасности до обеспечения широкого спектра потребностей в технических средствах защиты. Следует также упомянуть тренинговые центры и частные учебные заведения, осуществляющие профильную подготовку специалистов по безопасности предпринимательства. Некоторые из этих структур объединены в федерации, другие созданы при крупных компаниях. Чаще всего такие фирмы не координируют свою деятельность ни друг с другом, ни с государственными правоохранительными органами. Это коммерческий сегмент.
Всего же в системе безопасности предпринимательства, если говорить упрощенно, можно выделить три условных субъекта. Это правоохранительные органы, следящие за законностью в целом и выполняющие предупредительные и карательные функции в отношении прямых нарушителей уголовного законодательства. Это коммерческие службы и структуры безопасности, охранные предприятия, отвечающие за безопасность бизнеса как основы экономики и благосостояния страны, о чем я говорил выше. И, наконец, общественные объединения, выражающие интересы безопасности граждан всех слоев и уровней достатка.
— Что же мешает сегодня развиваться негосударственной системе безопасности предпринимательства?
— Прежде всего, практически полное отсутствие законодательства, нормативной базы в этой сфере. Милиция и СБУ руководствуются в своей деятельности соответствующими законами, а негосударственные службы — лишь Законом «О предпринимательстве». С одной стороны, такая ситуация существенно ограничивает возможности негосударственных структур безопасности. С другой — приводит к тому, что их методы работы часто определяются лишь собственными представлениями их руководителей и клиентов, а потому иногда оказываются на грани фола. Но самое главное — не определено место этих структур в общегосударственной системе безопасности. А ведь они могут очень много для нее сделать.
В то же время буквально с первых лет независимости в парламенте находится ряд законопроектов, призванных решить эту задачу. Правда, до сих пор противников у них было гораздо больше, чем сторонников, поэтому такие законы не принимались. К тому же они были «кальками» с российских законов (к опыту России мы еще вернемся) и также не решали задачу интеграции негосударственного и государственного компонентов системы безопасности.
Сегодня в порядке гражданской инициативы мы подготовили проекты нескольких законов: «О негосударственном обеспечении безопасности личности и предпринимательской деятельности в Украине (Концепция)», «Об охранной деятельности», «О детективной деятельности», «О службах безопасности субъектов хозяйствования и юридических лиц». К этому же блоку относится законопроект «Об оружии»: десять лет действия аналогичного документа в России убедительно подтверждают необходимость такого подхода. Никакие серьезные проблемы из-за разрешения пользоваться оружием гражданам, работающим в сфере безопасности (при соответствующем, разумеется, контроле), там не возникли.
Другая важнейшая проблема, на решении которой мы настаиваем, — это упорядочение, приведение к цивилизованным нормам процедуры лицензирования субъектов рынка безопасности.
Эти законопроекты планируется подать в Верховную Раду в одном пакете, что поможет системно определить правила игры.
— Надо понимать, что среди противников создания негосударственной системы — прежде всего милиция, чьи коммерческие подразделения являются монополистами по вооруженной охране?
— В некоторой степени, да. Вооруженная охрана имеет ряд преимуществ перед частными охранниками, не вооруженными даже спецсредствами. Естественно, МВД заинтересовано в сохранении конкурентных преимуществ своих коммерческих подразделений.
Однако не стоит выстраивать борьбу за права негосударственных служб безопасности на противостоянии с милицией. Экономика Украины крепнет, растет частный бизнес, и сегодня уже всем ясно, что МВД при всем желании не сможет охватить всех, кто нуждается в вооруженной охране. Рынок уже созрел для установления единых для всех участников правил. Таковы, в конце концов, принципы рыночных отношений в демократическом сообществе, в которое мы стремимся интегрироваться. Поэтому мы должны уйти от противопоставления государственных и негосударственных структур безопасности, как это было ранее. Ведь, согласитесь, это в наших общих интересах и в интересах потребителя: здоровая конкуренция способствует повышению качества услуг безопасности.
— Вы недавно вернулись из Москвы, где проходила научно-практическая конференция «Индустрия безопасности России в 2004 году: перспективы, тенденции, проблемы». Что вы можете сказать о российском опыте?
— Главное то, что в России, где уже десять лет действует соответствующее законодательство, действительно формируется настоящая индустрия безопасности. Это — 16 тыс. предприятий, около полумиллиона специалистов, большинство из которых — вышедшие в запас или отставку сотрудники правоохранительных органов и военнослужащие. Негосударственные службы безопасности и охранные структуры там влиятельны. Их услуги пользуются большим спросом, в том числе и со стороны государственных учреждений.
Сегодня российский бизнес вкладывает в развитие индустрии безопасности большие деньги, потому что убедился в ее необходимости и действенности. Система лицензирования в основном налажена. Осуществляется контроль за оборотом огнестрельного оружия, разрешенного для использования гражданами, работающими в сфере безопасности. Случаев его правомерного применения совсем немного, а использования в преступных целях — единицы.
Однако на российском рынке безопасности отмечаются и отрицательные моменты, повторения которых у нас можно и нужно избежать. В первую очередь, это недостаточная консолидация и координация деятельности его субъектов. Попросту говоря, каждая структура — сама по себе. Из-за этого остается нереализованной огромная часть потенциала этой индустрии. Хотя, нужно отметить, взаимодействие «частников» с органами внутренних дел в России поставлено довольно неплохо (в формате координационных советов при управлениях МВД), особенно по охране общественного порядка.
— Что же предлагаете вы?
— Мы инициировали Гражданский проект формирования негосударственной системы безопасности предпринимательства в Украине. Он предусматривает создание эффективных механизмов и действенных форм социального партнерства всех организаций, ответственных за безопасность, — и государственных, и коммерческих, и общественных. Конечной целью нашего проекта является создание организационно-правовых основ развития сферы безопасности предпринимательства, блокирование криминализации экономических отношений, установление благоприятного инвестиционного климата, укрепление продуктивного потенциала общества в контексте национальной безопасности Украины.
К числу первоочередных задач проекта мы относим разработку и принятие законодательной базы, создание единого правового поля в сфере безопасности предпринимательства. Считаем необходимым активизировать процессы самоорганизации общественных объединений и коммерческих структур, а также формирования механизмов их взаимодействия как с национальными структурами безопасности и правоохранительными органами, так и между собой. Именно этих механизмов взаимодействия и координации в рамках единой политики сегодня так не хватает российской индустрии безопасности. Там их только собираются создавать. Мы же предлагаем заложить их в основу функционирования нашей системы изначально.
И в этом плане важным этапом реализации Гражданского проекта, на наш взгляд, должно стать создание Общественно-совещательной комиссии по вопросам безопасности предпринимательства в структуре Совета национальной безопасности и обороны Украины, а также координационных советов при МВД, СБУ, Минэкономики, ГНАУ и, возможно, других органах государственного управления, в той или иной степени влияющих на экономическую безопасность.
Кроме того, и к этому тоже приходят сейчас в России, в настоящее время образован Всеукраинский холдинг экономической безопасности и защиты инвестиций. В него вошли влиятельные общественные и неправительственные организации, представляющие интересы крупного, среднего и мелкого бизнеса. Именно на уровне холдинга и должно происходить взаимодействие с правоохранительными и контролирующими ведомствами.
Как будет работать такая система? Если сегодня у коммерческого предприятия возникают какие-либо проблемы с безопасностью — из-за действий конкурентов или, как это нередко бывает, контролирующих органов, — оно может полагаться только на свою службу безопасности, силы и возможности которой часто ограничены. То есть предприятие остается со своими проблемами один на один.
В случае создания НСБП структура, отвечающая за безопасность предприятия, может обратиться за помощью к холдингу и получить там значительную поддержку. Если же опасность исходит от коррумпированных чиновников, то эту проблему может решить Общественно-совещательная комиссия при СНБОУ, а также координационные советы при правоохранительных органах. И если коррупционер столкнется не с отдельным предприятием, а со структурой, объединяющей ресурсы всех правоохранительных и других органов власти, то он десять раз подумает, прежде чем преступит закон. В настоящее время, как правило, эти ситуации разрешаются следующим образом: предприниматели или их службы безопасности пользуются своими неформальными контактами в органах власти.
Сегодня мы предлагаем всем желающим принять участие в реализации Гражданского проекта. Такое соглашение подписали уже десятки руководителей различных организаций, в их числе — Украинский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, Союз юристов Украины, Украинская аграрная конфедерация, Ассоциация украинских банков, Всеукраинское объединение предпринимателей «Новая формация», Ассоциация учебных заведений Украины частной формы собственности.
— Такая система будет работоспособна лишь при условии высокой степени прозрачности деятельности государственных органов. Кто же так легко поделится с НСБП даже простой информацией, не говоря уж о власти?
— На сегодняшний день к нашему проекту уже присоединились две правительственные структуры — Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Национальный координационный центр реабилитации военнослужащих, уволенных в запас или отставку, и конверсии бывших военных объектов. Полагаю, что уже сам по себе этот факт достаточно красноречив и свидетельствует о готовности по-европейски мыслящих руководителей к поиску путей эффективного сотрудничества с обществом.
Убежден, что такая практика партнерства государственных и общественных институтов будет способствовать развитию демократических принципов, цивилизованных рыночных отношений и формированию эффективных механизмов гражданского контроля. Это должно дать точку опоры для достижения реальной прозрачности органов исполнительной власти.
— Василий Васильевич, желаем вам успехов. И в канун 8 Марта уместным видится несколько неожиданный вопрос о роли женщины в системе негосударственной безопасности предпринимательства Украины.
— Прежде всего, хочу поздравить наших дорогих женщин с праздником Весны, пожелать им любви, молодости, уверенности в завтрашнем дне, спокойствия и безопасности.
А что касается вашего вопроса, то я считаю, что здесь есть большие перспективы. Уже в следующем году на факультете «Права и безопасности предпринимательства» Европейского университета состоится первый выпуск менеджеров по безопасности, каждый третий из них — представительница прекрасного пола. Психология женщины более гибкая, конфликтоустойчивая, настроенная на разрешение сложных ситуаций, а не на открытое силовое противостояние. У женщин более развита интуиция. А по физической силе и ловкости при необходимом количестве тренировок они не уступят мужчинам.
Женщины считаются очень эффективными телохранителями. Да и в целом роль хранительницы очага во все времена — защищать жизнь и мир. Поэтому для системы безопасности страны наши единственные и неповторимые могут сделать очень многое.