Встретить на ужгородских улицах выходцев из Азии или Африки так же просто, как и в Киеве. Группы иностранцев, отличающихся от остальных горожан цветом кожи, не таясь прогуливаются по городу, хотя и правоохранителям, и большей части прохожих хорошо известно, что это не туристы и не студенты. Огромное количество нелегальных мигрантов, которые выбирают Закарпатье как транзитную территорию на пути на Запад, привело к тому, что Ужгород уже шутя называют столицей нелегальной миграции Украины. Почему именно через нашу страну хлынули многотысячные потоки нелегальных мигрантов? Реально ли влиять на эти процессы?
Наплыв нелегалов в Закарпатье легко объясняется его расположением. В области свыше 460 километров государственной границы, из которых около 200 приходится на Румынию, 130 — на Венгрию, 100 — на Словакию и 30 — на Польшу. Последние три страны уже члены Евросоюза, а Румыния готовится стать им с 1 января следующего года. Впервые о нелегалах в Закарпатье услышали после распада СССР, в начале 90-х. Тогда жителей экзотических стран задерживали всего по 200—400 человек в год. Резкое возрастание количества задержанных началось с 1996 г. после декриминализации статьи о нарушении государственной границы (в СССР за это давали от трех до пяти лет) и достигло пика в 1999 г. С начала этого года было задержано 3500 человек.
На количество задержанных влияют не внимательность пограничников, как это кому-то может показаться, а внешние факторы. Как только в какой-то далекой (или не очень далекой) стране происходят природные катаклизмы или начинаются военные действия, их последствия через несколько месяцев ощущают на себе самые западные рубежи Украины. Соответственно меняется и национальная принадлежность задержанных. В пиковом 1999 г. из 7600 нелегалов 4 тыс. были афганцами, что объясняется приходом к власти талибов и репрессиями против приверженцев предыдущего режима. А в прошлом году первые три места уверенно заняли наши экс-соотечественники из бывших братских советских республик, что связано с экономическими проблемами и кавказской войной.
Всего за последние 15 лет в Закарпатье задержали свыше 35 тысяч нелегальных мигрантов из 59 стран мира (львиная доля — выходцы из Юго-Восточной Азии и Африки). Пограничники утверждают, что задерживают около двух третей от всех нелегалов, еще трети удается беспрепятственно перейти украинскую границу. Запомним это число.
По данным правоохранителей, около 70 процентов мигрантов, которые выбирают свой путь на Запад через Украину, попадают к нам через полупрозрачную границу с Россией, остальные приезжают вполне легально — как туристы или студенты. Подавляющее большинство нелегалов — интеллигенция, которая может собрать приличные средства для переправщиков, а также молодежь, дорогу которой оплачивают родители или родственники, уже попавшие на Запад. Пять-шесть лет назад среди задержанных афганцев было немало русскоязычных офицеров, которые воевали против талибов. Участники боевых действий попадаются и сегодня — это беженцы из Чечни, которых можно называть чеченскими террористами или бойцами за независимость Ичкерии — как кому нравится. Два года назад на украинско-словацкой границе задержали чеченского воина, у которого нашли его фото с Джохаром Дудаевым и его дарственную на цветочный магазин в центре Грозного.
Те, кому годами приходится работать с мигрантами, утверждают: лишь четверть из них действительно бегут от преследований или стремятся на Запад, чтобы реализовать себя. Остальные просто ищут более легкой жизни. Такие месяцами живут под опекой правоохранителей или благодетелей и даже не стараются как-то улучшить свой быт или хотя бы убрать в комнате.
Вот нынешние расценки за переправку одного нелегала в Западную Европу (по данным правоохранителей). Для выходца из Африки или Юго-Восточной Азии цена — от 14 тыс. долл. Для выходца из СНГ — 2,5—4 тыс. долл. За каждый конкретный отрезок маршрута установлен свой тариф. Например, дорога из Киева до Ужгорода стоит около 800 долларов, из Ужгорода до границы — до 600 долл., из Ужгорода до Михайловцев (пограничного города в Словакии) — около 1000 долл., из Ужгорода до Братиславы — около 2 тыс. долл.
Наверное, легче перечислить тех, кто не задействован в разветвленной схеме переправки нелегалов. Украинская же особенность в том, что к сделкам с нелегальными мигрантами непосредственно причастны те, кто должен с ними бороться. Причастность эта прослеживается до самых верхов (вспомните скандал в Госкомнацмиграции летом этого года с обвинениями в массовых фальсификациях решений по делам беженцев, которые позднее подтвердила проверка Генпрокуратуры). Об участии высоких чинов в схемах, связанных с нелегальными мигрантами, время от времени с трибун заявляют и руководители силовых структур, однако лишь в общих чертах, не вспоминая о своих родных ведомствах. В Закарпатье ни для кого не секрет, что в переправке нелегалов активно участвуют силовые структуры, прежде всего милиция и пограничники (отставные и действующие). Подтверждение этому — многочисленные уголовные дела и приговоры по ним, которые смело можно назвать лишь верхушкой айсберга.
Несколько лет назад произошел анекдотический случай. Оперативники УСБУ задержали сотрудников департамента по вопросам исполнения наказаний, которые перевозили к границе нелегалов в автозаке (спецавтомобиле для транспортировки заключенных, который, по инструкции, имеет право беспрепятственно миновать милицейские и пограничные посты). Сопровождал автозак на отдельном авто сотрудник УБОПа. Во время операции задержания водитель автозака, включив проблесковый маячок, попытался убежать и остановился лишь после того, как бойцы «Альфы» продемонстрировали готовность применить огнестрельное оружие. В кабинке автозака, рассчитанной на двух заключенных, оказалось 26 граждан Вьетнама и Бангладеш.
Еще одна украинская особенность в общей схеме переправки нелегалов в том, что им очень активно помогают местные жители, — времена сотрудничества населения и пограничников давно прошли.
Есть два основных способа пересечения государственной границы: через контрольно-пропускной пункт (КПП) и контрольно-следовую полосу (КСП), или «зеленку». Первый — менее популярный, поскольку на его организацию необходимо значительно больше средств (чтобы договориться со всеми службами, работающими возле границы) или изобретательности. Иллюстрацией второго способа может стать случай, о котором автору статьи рассказали мукачевские пограничники. В Венгрию пытался проехать пустой камион с двойным тентом и нишей высотой около 30 сантиметров, в которой штабелями лежали 54 афганца, в частности 10 женщин и 19 детей, самому младшему из которых было всего год. Кстати, этим летом в Венгрии при похожих обстоятельствах задержали группу украинцев, которые пытались нелегально попасть в Австрию. (Для наших соотечественников, которые едва ли не задохнулись от недостатка воздуха, пришлось вызывать «скорую».) И все-таки абсолютное большинство нелегалов пытаются перейти границу через «зеленку».
Проводники из числа местных жителей, которые «профессионально» занимаются нелегалами не один год, знают на границе каждый кустик и оснащены по последнему слову техники. У некоторых даже есть переносные тепловизоры (приборы, которые фиксируют в ночном лесу движение посторонних лиц).
Лет пять назад бывали случаи, когда организаторы переправки, не желая рисковать, просто обманывали нелегалов. В лесном массиве Береговского района, примерно за три километра от границы с Венгрией до сих пор сохранился своеобразный памятник изобретательности «проводников» — искусственная контрольно-следовая полоса со вспаханной землей и колючей проволокой, через которую переправляли нелегалов «в Венгрию». Фокус в том, что некоторые пограничные районы Закарпатья покрываются венгерскими (словацкими и т.п.) операторами мобильной связи. После пересечения «границы» старший из нелегалов по мобильному телефону связывался со своим доверенным лицом и сообщал, что группа находится в Венгрии. Тот, видя, что сигнал поступает с территории указанной страны, перечислял переправщикам деньги. Однако после нескольких таких «бросков» платить начали лишь после достоверных доказательств, что группа действительно попала из пункта А в пункт В.
Бывает, конечно, что нелегалов задерживают пограничники или милиционеры. Однако это совсем не значит, что путь на Запад для них бесповоротно утрачен. Проще всего гражданам стран СНГ, которых после задержания и 15 суток админареста отпускают, взяв письменное обязательство о добровольном выдворении. После чего «добровольно выдворенные» снова выходят на проводников и пытаются пересечь границу во второй раз, а если понадобится, то и в третий, и в четвертый. Для других иностранцев процедура сложнее. Задержанных направляют в пункт возле с.Павшино Мукачевского района — многолетняя головная боль пограничников. Это учреждение задумывалось как изолятор, в котором пограничники должны установить личность задержанного и передать его в пункт для содержания нелегальных мигрантов. Но поскольку таких пунктов в Украине нет, нелегалы так и остаются в Павшине на полузаконных или даже незаконных основаниях. Изолятор рассчитан на 150 человек, тем не менее содержат здесь по 300—400, а бывало и по 600—700 человек. В прошлые годы задержанные несколько раз устраивали бунты с взятием заложников, протестуя против незаконного содержания под стражей и некомфортных условий проживания.
В Ужгороде есть адвокатские бюро, которые помогают нелегалам грамотно написать заявление о получении статуса беженца (а фактически — освободиться из Павшина) и зарабатывают на этом неплохие деньги. После очередной неудачной попытки пересечь границу все повторяется снова, поэтому для пограничников неудивительно задержать индийца или молдаванина, которого до того уже задерживали три-четыре раза. Руководитель одной из благотворительных организаций, которая опекает нелегалов, рассказал корреспонденту «ЗН» о гражданке Афганистана, которую задерживали семь раз, однако она все-таки добралась до Парижа и даже позвонила по телефону в Закарпатье, чтобы сообщить это радостное известие.
Если проследить маршруты нелегальных мигрантов, которые идут на Запад через Украину, окажется, что свыше 90 процентов из них целенаправленно двигаются в сторону украинско-словацкой границы. Хотя еще несколько лет назад потоки более или менее равномерно распределялись между венгерским, словацким и в меньшей степени румынским участками границы.
Нанесенные на политическую карту маршруты напоминают песочные часы с самым узким местом между Украиной и Словакией. Доходит до абсурдных ситуаций — молдаване, которые имеют двойное гражданство (второе — румынское), вместо того, чтобы пробираться в ЕС через территорию этой страны, выбирают намного более сложный маршрут — через Украину и Словакию. Объяснение этого «феномена» очень простое. С недавних пор Венгрия, Польша и Румыния ввели значительно более жесткие санкции против переправщиков нелегалов. В Румынии, например, за это преступление дают от пяти до восьми лет лишения свободы, а в Венгрии — от 8 до 15. Правоохранители отслеживают всю цепочку, по которой нелегалы попадают в их страны, а суды дают преступникам реальный срок лишения свободы с конфискацией имущества. В венгерских тюрьмах до сих пор сидят несколько украинцев, пойманных и осужденных за переправку нелегалов. Пограничникам помогает и местное население, которое получает от государства существенные льготы. Зато в Словакии законодательство относительно переправщиков очень либеральное, а в Украине, можно сказать, вообще отсутствует.
Правда, статья 322 Уголовного кодекса Украины предусматривает от двух до семи лет лишения свободы с конфискацией средств совершения преступления за незаконную переправку людей через государственную границу, однако на самом деле за это преступление практически никто не оказывается за решеткой. За последние годы в Закарпатье посадили всего трех или четырех преступников, которые, наверное, просто не смогли откупиться. В абсолютном большинстве случаев суды не только отпускают переправщиков, но и возвращают им автомобили, на которых они возили нелегалов, мобильные телефоны, другие средства связи и т.п. Наглядный пример: все упоминавшиеся выше правоохранители, перевозившие нелегалов в автозаке, осуждены к условным срокам. Поэтому неудивительно, что нелегальная миграция так буйно процветает с обеих сторон украинско-словацкой границы.
Представители различных служб, с которыми корреспондент «ЗН» обсуждал вопросы нелегальной миграции, называют три главные причины возникновения и обострения этой проблемы в Украине. 1. Либеральное законодательство. 2. Отсутствие единой структуры, которая занималась бы нелегальными мигрантами (сейчас ими занимаются едва ли не все силовые структуры, а также миграционная служба). 3. Отсутствие средств, иными словами, Украина не имеет возможности купить нелегалу билет на самолет и отправить его на родину, как это делают (в том числе все чаще и с нашими соотечественниками) в Западной Европе.
К этим трем следует добавить еще два пункта. Во-первых, коррупция. Пока в нелегальной миграции материально заинтересованы те, кто обязан с ней бороться, причем от сержанта до самых верхов, не поможет ни введение жесткого законодательства, ни создание единой структуры. Во-вторых, как ни банально это звучит, — охрана границы. Как только украинская граница на самом деле окажется на замке и об этом узнают и в близкой Молдове, и в далеком Китае, штурмовать ее, по крайней мере такими большими силами, прекратят.