О любви западных граждан судиться с богатыми корпорациями хорошо известно и потребителям украинским — главным образом из сообщений СМИ. Ведь нашему практически беззащитному «маленькому украинцу» интересно узнать, как их «маленький человек» (преимущественно гражданин США) подаёт иск — и получает миллионы от фирмы, нарушившей его права.
Недавно весь мир узнал о 79-летней американке, которая облилась горячим кофе и отсудила у McDonald’sа два миллиона долларов. Адвокаты потерпевшей обвинили пищевого гиганта в непредоставлении полной информации о продукте (горячий кофе, оказывается, обжигает!).
Боясь прецедентов, западные фирмы на товарных упаковках и в инструкциях стараются оповестить покупателя обо всех возможных опасностях и как можно подробнее объяснить способ употребления товара. Советы типа «Откройте пакетик. Ешьте орехи» на пачках арахиса или «После кипячения равиоли будут горячими» давно стали нескончаемой темой для наших юмористов, ранее потешавшихся только над своими согражданами. Однако многим бизнесменам уже не до смеха. Организованное потребительское (консюмеристское) движение, родившееся в начале прошлого века и укрепившееся в революционные 60-е, ныне всё больше приобретает черты, опасные для производителей, а если разобраться, то и для самих же потребителей.
Ещё в 1982 году основатель корпорации Sony Акио Морита обратил внимание общественности на опасное перерождение в общем-то справедливого социального движения. Выступая на юридическом факультете Гарварда с докладом «Роль юристов в ослаблении предпринимательских усилий в США», Морита отметил, что адвокатская деятельность превращается в самостоятельную экономическую отрасль, развитие которой происходит за счет других, объективно более полезных сфер бизнеса.
Он оказался прав. К середине 90-х годов численность только американской юридической гильдии превысила 1,5 млн. человек, а общая сумма штрафов и компенсаций, выплаченных корпоративными ответчиками, достигла 300 млрд. долл. Миллиардные суммы выбивались, конечно, не только в пользу отдельных граждан типа упомянутой престарелой американки.
Родилась новая юридическая категория — классовый иск. В них корпорациям вменялась ответственность перед большими группами граждан, многие из которых даже не обращались в суд. Тут-то и пошёл счёт на миллиарды. Так, общие выплаты по «делу Энгла» — серии классовых исков к лидерам американской табачной индустрии от имени больных раком легких жителей штата Флорида — составили 145 млрд. долл. От классовых исков также пострадали производители асбеста, автомобилей, силиконовых имплантантов.
В последнем случае химическая компания Dow Corning выплатила более 4 млрд. долл. женщинам, которые использовали силикон для пластических операций (силикон позже был признан опасным для здоровья), и разорилась. Иск получили даже производители химического оружия — американские солдаты, пострадавшие в результате применения во Вьетнаме реагента Agent Orange, тоже потребовали компенсации (интересно, что её пока что не потребовали сами вьетнамцы).
Адвокаты, отщипывающие у корпорации жирные куски в пользу пострадавших, действуют не только из человеколюбия. Около 30% сумм компенсаций перепадает им за оказанные юридические услуги. Из каких же фондов выплачиваются эти суммы? Логично, что компаниям не хочется быть разорёнными, и они попросту «забивают» расходы в цену товаров.
За последние два года классовые иски к фармацевтическим компаниям привели к подорожанию некоторых лекарственных препаратов на 85—100%. Нельзя исключать и того факта, что выплату огромных компенсаций корпорации представляют как «плату обществу», тем самым улучшая себе имидж (и перекладывая затраты на подобную «связь с общественностью» всё равно на саму общественность). Экономисты подсчитали, что каждая американская семья (если она, конечно, не принадлежит к числу судящихся — а таких пассивных потребителей всё же большинство) выплачивает в год около 5000 долл. в качестве «налога на судебные войны». Налог этот постоянно увеличивается — в соответствии с растущим аппетитом активных истцов.
Практика классовых исков распространяется по миру. Вот уже и в соседней России активный потребитель пробует наказать рублём недобросовестного продавца с учётом местной специфики рыночных отношений. К примеру, радикальное рабочее объединение «Защита», возглавляемое депутатом Государственной думы О.Шеиным, выиграло в Астрахани судебные процессы по фактам отключения тепла, электроэнергии и горячей воды, а также о незаконном повышении тарифов.
После первой победы в тех регионах, где коммунальные предприятия нарушали права потребителей, «Защита» опубликовала в рассчитанных на пенсионеров газетах стандартные иски. В суды посыпались десятки заявлений. Вследствие этого была сорвана программа повышения коммунальных тарифов в Тюмени, Ставрополе и в ряде других регионов.
Русский вариант табачного «дела Энгла», однако, не прошёл. В 2001 году петербургская юридическая компания ОСВ подала от имени Ивана Прокопенко, больного раком легких курильщика, иск на два миллиона рублей к правопреемнику фабрики им. Урицкого — табачной компании JTI. Основанием для претензий юристы посчитали требование закона «О защите прав потребителей» о предоставлении полной информации о товаре или услуге. На пачках папирос «Беломорканал», которые 40 лет курил Прокопенко, предупреждение о вреде табака присутствовало, но, по мнению больного курильщика, надпись была сделана слишком мелким шрифтом. Но защита табачной фирмы предоставила суду данные о том, что Прокопенко десять лет работал на вредном производстве, отчего также мог заболеть раком — и денег не выплатили…
О внушительных победах украинских консюмеристов пока не слышно.