Война на пороге. О планах безопасности дома и в школе

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Война на пороге. О планах безопасности дома и в школе © depositphotos/photographee.eu
Несколько советов психолога для взрослых и детей

Сейчас самое время родителям и администрации школ объединиться ради благополучия детей и разработать общий план действий на случай возникновения угрозы.

Это время, когда следует отложить обиды и разногласия, возникавшие во время образовательного процесса, и начать доверять друг другу. Потому что именно доверие родителей к учителям, а, следовательно, и детей к учителям, поможет выполнить четкий алгоритм действий и спасти жизнь.

Многие школы сейчас отрабатывают план эвакуации, путь к бомбоубежищу, навыки быстрого реагирования, учения по предоставлению домедицинской помощи, даже навыки стрельбы для старшеклассников. 

Администрации школы стоит разработать план безопасности и сообщить об этом родителям, ведь совместные слаженные действия для быстрейшего реагирования очень важны. Кроме того, родителям следует иметь информацию о запланированных мерах в учебном заведении, чтобы знать, как объяснить это собственным детям, тем самым снизив у них тревогу. 

Да, я считаю, что именно родители должны быть первым источником информации для детей. Ведь именно они закладывают безопасностный фундамент, на котором строится их будущее и который является важнейшим компонентом психической устойчивости ребенка. 

Замечу, что дети должны ознакомиться с двумя безопасностными планами спасения. Один план, который введет образовательное заведение. Другой — разработанный родителями. 

Поговорим об учителях.

Учителя — это люди, которые отвечают за безопасность детей во время обучения. 

Им следует подготовиться, чтобы знать, что делать во время эвакуации до прихода родителей: 

  • ознакомиться с планом эвакуации (в том числе детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, повышенную чувствительность к звукам, прикосновениям, свету);
  • иметь с собой все данные детей, их родителей, номера телефонов, электронные адреса и места работы;
  • уметь предоставлять первую домедицинскую и психологическую помощь. 

Также следует продумать наперед, что делать, если родители не смогут забрать своих детей, и кто позаботится о близких учителя, пока он занимается учениками.

В соответствии с рекомендациями по заготовке продовольствия, длительность пребывания в бомбоубежище может составлять от нескольких часов до трех дней. Поэтому нужно продумать, как провести это время с детьми. Полезно будет знать общие игры, которые помогут стабилизировать эмоции детей, снять мышечное напряжение и дать ощущение безопасности. 

То есть родители должны быть уверены в подготовке учителей, на которых возлагается ответственность за жизнь детей, чтобы не подвергать себя опасности, когда бежишь в школу во время обстрела, и помочь учителям научить детей единым правилам безопасности.

Понимаю, что на педагогах сегодня лежит большая нагрузка. Однако именно теперь важно быть лидером для детей (и здесь могут помочь родители). Если коротко, это может спасти жизнь многим. 

Напомню, что у человека, который находится в стрессовой ситуации, отключается префронтальная кора главного мозга, поэтому ему трудно вспомнить элементарные вещи, сосредоточиться и принять правильное решение. В панике он может сделать много вещей, способных навредить ему и окружению. Именно поэтому в группе назначается лидер, которого все должны слушаться (а также заместитель на случай отсутствия лидера) и который владеет всеми необходимыми инструкциями. В школе лидером обычно является классный руководитель. 

Многие колеблются, вообще нужно ли рассказывать детям о ситуации в стране.

Нужно. 

Однако с учетом возраста ребенка и имеющихся возможностей в окружении (избегать «вот если бы у нас был огнетушитель», «вот если бы у нас скорая помощь была рядом», «вот если бы у нас было бомбоубежище») и уже приобретенного ими опыта (речь идет о внутренне перемещенных детях). 

Помните, зачем мы учим правилам пожарной безопасности? Конечно не для того, чтобы напугать. Чтобы человек, оказавшись в ситуации пожара, мог себя спасти. Знания нам нужны до того, как событие случится, потому что важна каждая секунда. 

Маленьким детям дошкольного возраста достаточно обрисовать ситуацию в общих чертах, используя игровые элементы, научить правилам поведения, напоминать о проработанных средствах защиты в случае возникновения тревоги и страха, а самое главное — быть образцом спокойствия и уверенности для них. 

Детям младших и средних классов важно рассказать о предупредительных мерах, которые применяют в их школе. В этом возрасте дети любознательны, поэтому следует объяснять свои действия и наглядно проводить демонстрацию. Иначе может быть искажение фактов, недоверие и выдумывание своего «лучшего» плана. 

Детей старших классов следует привлекать к разработке плана безопасности и непосредственному участию в его выполнении (сообщать о подозрительных людях, предметах, запрещенных играх учеников младших классов и т.п.), делать акцент на важности соблюдения инструкций.

Что родители могут сделать уже?

  • Справляться со своей тревогой (выполнять советы по инфогигиене, избегать прослушивать новости и обсуждать их в присутствии детей).
  • Разработать домашний план безопасности.
  • Обучать детей техникам преодоления тревожного состояния (можно совместно практиковать).
  • Положить в школьный ранец лист с домашним планом безопасности, любимую игрушку, бутылку с водой, возможно семейную фотографию. Я против того, чтобы писать адрес проживания: не хочу, чтобы злоумышленники могли воспользоваться этой информацией.
  • Узнать в администрации образовательного заведения утвержденный план безопасности. 

Домашний план безопасности должен включать: план эвакуации (во время пожара, обстрела, утечки газа), тревожный чемоданчик (рекомендаций есть уже много) и способ оповещать друг друга (знать номера телефонов, место встречи при расставании, адрес далекого родственника, у которого можно всем встретиться).

После кризиса важно:

  • спросить ребенка, хочет ли он поговорить о том, что произошло (будьте готовы, что не все захотят делиться своими эмоциями), и есть ли вопросы, на которые у него нет ответов;
  • поделиться своими чувствами и мыслями по поводу возникшей ситуации (ваша стратегия преодоления стрессовых ситуаций может помочь ребенку стабилизировать его состояние);
  • следить за состоянием здоровья ребенка. Если возникли трудности с засыпанием, ночные кошмары, страхи, социальная изоляция, зависимость от алко- или нарковеществ, проблемы с физическим здоровьем (головная боль, запор, энурез, быстрая утомляемость) или ребенок перестал делать то, что уже умел, обратитесь к семейному врачу и детскому психологу;
  • помочь ребенку найти способ быть полезным, чтобы ослабить ощущение бессилия и беспомощности;
  • разделить с ним грусть, если ребенок потерял своего друга, домашнего любимца или важные для него вещи.

Методы снижения тревоги применяются для облегчения, уменьшения интенсивности страха и телесной соматики.

  • Методы «заземления» нам нужны для возвращения в реальность и отключения лимбической системы коры головного мозга (она отвечает за наши эмоции):
  • «5, 4, 3, 2, 1» — назовите пять предметов, которые видите; четыре — которые слышите, дотроньтесь до трех предметов; ощутите запах двух предметов; проведите языком по зубам в поисках вкуса;
  • «Возьми себя в руки» — нужно крепко обхватить себя руками накрест за бока или локти и прижать руки к груди. 
  • Дыхательные упражнения нам нужны для увеличения углекислого газа в крови и снижения уровня адреналина:
  • «Цветок и свечка» — медленно вдыхаем благоухание воображаемого цветка и сразу задуваем воображаемую свечу; кладем ладошку на свой живот и стараемся его превратить в воздушный шарик, последовательно вдыхая и выдыхая воздух; 
  • «Супермен» — стать в позу супергероя, расставив широко ноги, руки положить на бедра, медленно вдыхать воздуха и мысленно проговаривать: «я супермен, я со всем справлюсь».
  • Физические упражнения нужны для расслабления напряженных мышц:
  • «Лимонад» — вытяните руки перед собой, представьте, что в руках у вас половинки лимона, сок которого нужно выжать для приготовления лимонада, и начинайте сжимать кулаки; 
  • «Часовой и кукла» — представьте, что вы часовой галактики, и встаньте в несокрушимую напряженную позу. На счет примите позу расслабленной куклы, сделанной из ткани, ведь у нее все части тела свободно двигаются.
  • Работа воображения помогает сформировать ощущение себя в безопасности:
  • «Моя картина» — представьте себе картину на стене. В какой-то миг вы можете оказаться внутри нее и начать рассматривать внимательно все, что там видите. Вы можете прислушаться и представить пение птичек и ощутить благоухание вокруг. При возможности можно перенести воображаемую картину на лист бумаги. 
  • Пейте много простой воды.

Заботы нам друг о друге и конкретных взвешенных действий!

Все статьи Ирины Королец читайте по ссылке

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме