Какие пять причин делают бесперспективной инфраструктурную реформу медицины - ответ бывшего замминистра

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Какие пять причин делают бесперспективной инфраструктурную реформу медицины - ответ бывшего замминистра © kyivcity.gov.ua
Павло Ковтонюк отметил, что предложенная схема возможно сгладит вопрос на несколько лет, но не решит его глобально.

Предложенная правительством реформа медицинской инфраструктуры базируется на советском подходе и местами совсем нежизнеспособна, и тем более не сможет решить вопрос в долгосрочной перспективе, заявил в интервью Алле Котляр для ZN.UA «Почему подрались мэры Тростянца и Ахтырки, или о проблемах инфраструктурной реформы минздрава» соучредитель Украинского центра здравоохранения Павел Ковтонюк.

По словам эксперта, который с 2016 по 2019 годы был заместителем министра здравоохранения и работал над этим вопросом, существует по меньшей мере пять причин, указывающих на неперспективность планируемых структурных изменений в организации медицинских учреждений.

«Первая проблема – постановление очень консервативное. Требования к общим кластерным и сверхкластерным больницам так скромны, что де-факто для пациента это ничего не изменит. Де-факто мы остаемся при совковых, очень устаревших нормах охвата. В европейской практике заведение, обслуживающее менее 300 тыс. населения – это уже не больница, потому что нет достаточного потока пациентов. Какие-то сложные случаи врачи районных больниц могут увидеть раз в год», - рассказал Ковтонюк, комментируя планы правительства, согласно которым общая больница должна обслуживать 50 тыс. населения, кластерная – 120–150 тысяч, сверхкластерная или областная – 1 млн человек.

Второй проблемой специалист называет устаревшую медицинскую инфраструктуру, которую при этом нужно еще и интегрировать впоследствии в европейскую систему.

«Реальная повестка дня по сети больниц в Украине – это ее модернизация. И инфраструктурный этап реформы, мне кажется, должен быть об этом. А предложенный закон и постановление фактически упорядочивают то, что есть. Сделать кластерную больницу на базе городской – определенное улучшение. Но это та самая старая больница, в которой просто архитектурно уже нельзя сделать что-нибудь качественное и современное, потому что она создана в другую эпоху, с другими технологиями», - указывает Ковтонюк.

Третьей проблемой реформы становится проблема собственности медицинских учреждений, ведь укрупнение больниц предполагает их нахождение в той или иной громаде, а также финансовые вливания и инвестиции, концентрацию специалистов. Это может привести к конкуренции и даже конфликтам между громадами, если в регионе есть несколько потенциальных больниц-претендентов. При этом вмешательство государства может ситуацию разве что ухудшить.

«Нужно какое-то третье решение. И по моему мнению, оно находится в строительстве новых больниц под инвестиции, у которых будет другая структура собственности – коллегиальная и коллективная. Они не будут принадлежать конкретной громаде. Ими будет руководить наблюдательный совет, куда входят обслуживаемые им общины, и не только они. Еще могут быть пациентские организации, правительство и т.д.», - предлагает эксперт.

Четвертой проблемой реформы является то, что она, в основном, решает проблему укрупнения медучреждений в регионах, вне больших городов, но наибольшее количество лишних больниц и больничных коек в Украине как раз в больших городах, как в Киеве, Харькове или Львове.

"Как сократить сеть в городах - на это закон ответа не дает вообще", - указывает Ковтонюк, отмечая, что к примеру в Киеве можно обойтись и десятью больницами вместо имеющихся двадцати.

В то же время война создала в Украине и пятую причину неуместности предложенного реформирования медицинской инфраструктуры – трудно трудно спрогнозировать географическое размещение населения в стране после войны.

«На сегодняшний день внутренняя миграция в Украину огромна. Мы даже не представляем, какими будут эти география и демографическое деление, когда ситуация стабилизируется. К примеру, как будут заселены территории после деоккупации. Распределение населения по территориям мы будем знать только после окончания боевых действий и стабилизации ситуации», – отмечает соучредитель UHC.

Больше о проблемах украинской медицины и общества читайте в других материалах Аллы Котляр.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме