- ДОКТОР ПИШЕТ
Для кого пишут истории болезни? Для администрации больницы, для городских и областных медицинских служб, для Минздрава, для родственников больных и, наконец, для прокурора. Меньше всего пишут для самого больного... С шестидесятых годов медицинская документация увеличивалась - и отчетная, и врачебная. Причем каждые 10 лет, с приходом нового министра здравоохранения СССР она удваивалась.
В наше время процесс этот обрел второе дыхание. Изобретаются все новые и новые изощренные формы отчетности, неизвестно для каких нужд и целей, но отнюдь не способствующие повышению качества оказываемой помощи. Сомнительно, чтобы они помогали контролировать и владеть медицинской ситуацией в стране. Отчеты продолжают во все возрастающих размерах красть время, предназначавшееся для оказания медицинской помощи.
Самое удивительное, что за все годы ничего не было сделано, чтобы уменьшить, облегчить «бумажную» нагрузку на врачей-клиницистов. Но при этом даже в нынешних трудных финансовых условиях являли особую заботу о том, чтобы облегчить условия работы для администрации больницы. Приобретали оргтехнику, в том числе и компьютерную, для сочинения и тиражирования приказов, инструкций, «ценных указаний». Создали локальные компьютерные сети в медобъединениях, «закольцевали» на управленческие структуры. Оснастили вычислительной техникой, соответствующим программным обеспечением бухгалтерии, отделы кадров. И слава Богу! Но почему никто, никогда, ни на каком уровне не подумал о том, чтобы сделать то же самое для врачебного персонала больниц, благодаря которому и существует сама административно-управленческая надстройка.
В сущности, кто для кого существует, кто первостепенно важнее: администрация или сами лечебники?! Кто на кого призван работать, организовывать, обеспечивать работу?! По логике вещей администрация должна создавать условия работы для медицинского персонала, но уж никак не лечебники для администрации. Но проводимая «реформа» свидетельствует об обратном, важнейшим считается административно-управленческий аппарат. Их никто не трогал, не сокращал, разве что пытались реорганизовывать, изменять названия, например заведующего райздравотделом назвали главным врачом районной больницы, затем генеральным директором районного медицинского объединения, затем опять главным врачом, а после некоторого размышления решили оставить более звучное - генеральный директор медобъединения. Не трогали и не изменяли раздутых штатов, целой системы промежуточных управленческих звеньев. Сама структура управления Минздрава сейчас основывается на специально созданной для этих целей системе отчетности. Уменьшите ее, уберите, и окажется, что добрая половина администрации останется без дела. Сократите ее вместе с отчетностью, и, поверьте, никто даже не заметит их отсутствия, тем более это не скажется отрицательно на самом лечебном процессе, за исключением того, что высвободится дополнительное время для работы с больными.
Во времена «перестройки», в бытность министром здравоохранения СССР Е.Чазова, была предпринята последняя серьезная попытка как-то упорядочить, сократить медицинскую документацию, уменьшить число и формы отчетности, запретить «творческую» инициативу местных управленцев. Но все кончилось тем, что вместо отмененных форм отчетов хлынул новый, ничем не сдерживаемый поток отчетов и «гроссбухов».
Поднимается вопрос о переходе к страховой медицине. Изобретаются в связи с этим все новые формы отчета, ведения первичной медицинской документации. Причем делается это уже на новом уровне: с использованием и учетом вычислительной, копировальной техники. А вести первичную медицинскую документацию, составлять, заполнять отчеты врачи, заведующие отделениями должны, имея на «вооружении» только шариковую ручку и карандаш.
С сожалением приходится констатировать, что Минздрав никогда не являлся инициатором реформирования документации, создания единой, унифицированной формы отчетности. Не был он и инициатором, координатором попыток отдельных врачей, руководителей больниц в вопросе создания компьютерных программ медицинского назначения. Те программы, что создавались энтузиастами-одиночками, не получив моральной, материальной поддержки главного медицинского ведомства, были задавлены окружающим безразличием и враждебностью. Хотя среди этих разработок были и очень перспективные программы для заполнения историй болезни, легко и гибко перенастраивающихся. Еще пять лет назад были написаны программы, позволявшие автоматически за каких-то 10 минут выдавать отчеты с распечаткой по принятой форме на уровне отделения, создававшие архив больных за учетный период. Врач мог заполнять истории болезни, распечатывать выписки, эпикризы, акты обследования в полуавтоматическом режиме. Программы давали возможность врачу-лечебнику в стационаре даже при нынешних чрезвычайно громоздких формах документации тратить на их ведение, заполнение 30-40 минут в день, вместо нынешних повсеместно принятых, как неизбежное, двух-трех и более часов непроизводительного труда. Автор этой статьи, отнюдь не новичок в вопросах компьютеризации труда врачей-клиницистов, имеет, к сожалению, большой опыт попыток внедрения на одном лишь энтузиазме компьютерного ведения первичной документации, принимал участие в разработке оригинальных компьютерных программ, в том числе и по ведению расчетов с предприятиями, частными лицами при переходе на основы страховой медицины.
Вопрос медицинской документации бригад скорой медицинской помощи заслуживает более подробного рассмотрения. Сразу оговорюсь, что и здесь «бумаг» - хоть отбавляй. И это было бы хоть отчасти объяснимо, если бы бригады скорой медицинской помощи простаивали без вызовов. Но все обстоит совсем наоборот. Бригад скорой помощи катастрофически не хватает. Персонал с ног валится от перегрузок. Опоздания на вызовы хронически достигают получаса- часа (приезжают по срочному вызову через 30-45 минут после смерти больного). И в этих условиях методично, упорно, настойчиво из года в год увеличивают бумажные формы отчетности. Чтобы заполнить по всем правилам, разборчиво все графы статталона, врачу требуется от 10-15 до 20 минут. С 1968 года статталоны возросли по формату в 4 раза, число граф увеличилось соответственно в 12 раз. Мало того, там просто не осталось места на самое главное - развернутый диагноз. Кому нужны эти карты? Кто их читает? Врачу грозит большее наказание не за некачественное оказание помощи больному, а за небрежное заполнение в общем-то никому не нужных граф статталона.
Минздравом третий год подряд проводится политика повального сокращения штатов медицинского персонала больниц, называется это оптимизацией рабочих мест, увеличивают нагрузку на остающихся, однако никто не думает сокращать отчетную документацию. Общая нагрузка на каждого врача-лечебника продолжает из года в год возрастать, условия работы катастрофически ухудшаются. И в то же время увеличивают требования к ведению документации.
Кстати, на Западе (коль сейчас модно ссылаться и кивать в их сторону) врачи на медицинскую документацию тратят не более 10% рабочего времени (а у нас еще в советские времена - 45%). К тому же их документация проще и меньше отечественной и ведется с помощью диктофонов, персональных компьютеров, ксероксов. Надо ли говорить, что у каждого врача есть помощник - медсестра-секретарь.
Автор вовсе не призывает к кавалерийскому решению проблем медицинской документации, отчетности. Хватит с нас и того, что уже решили таким способом в приснопамятные времена. Разрушить все до основания и, оставшись ни с чем, на развалинах начинать все строить заново. Так, собственно, произошло с экономикой, промышленностью страны да и с самой страной. Все строим заново, в который раз?..
Потому автор данной публикации ставит задачу только привлечь внимание к данной проблеме, предложить создать полномочную комиссию из числа специалистов, чья компетенция, профессионализм, независимость, порядочность, честность не вызывают сомнения, и попытаться таким образом рассмотреть эту проблему комплексно, составить программу исходя из требований и возможностей сегодняшнего дня, освободившись от всего лишнего, архаичного, надуманного. Потребуется предусмотреть перспективы развития на будущее, чтобы не загонять самих себя в очередной раз в тупик.