Двигательная активность особенно присуща детям в раннем возрасте. Однако чем старше становится ребенок, тем реже он удовлетворяет свою естественную потребность в движении.
Среди факторов, ограничивающих двигательную активность, особое место занимают телевизор и компьютер - основные источники всевозможной информации, вытесняющие книгу. Неумеренное и бесконтрольное пользование информационной техникой отнимает у детей время, необходимое для активного отдыха на свежем воздухе и занятий спортом. Развивается гипокинезия, которую специалисты не без основания относят к разряду заболеваний, так как при этом страдают многие жизненно важные функции детского организма.
Гипокинезия неблагоприятно сказывается на работе сердца и сосудов: ослабевает сократительная функция сердца, и при выполнении физических нагрузок оно работает менее эффективно, а доставка к органам и тканям питательных веществ и кислорода осуществляется в основном благодаря увеличению частоты сердечных сокращений. У детей же, регулярно занимающихся физическими упражнениями и спортом, это происходит, как и положено, главным образом за счет возрастающих при нагрузке объемов крови, выбрасываемых сердцем при каждом сокращении.
Нормальная мышечная деятельность необходима для поддержания работы всех органов и физиологических систем. Мышечный аппарат выполняет и другую очень важную функцию - его активная сократительная деятельность способствует перекачке питательных веществ и кислорода по мышечным кровеносным сосудам к органам и тканям и одновременно удалению продуктов обмена. Поэтому не случайно мышцы еще называют «периферическими сердцами», которые, к сожалению, бездействуют при малоподвижном образе жизни.
Поза сидящего за компьютером ребенка статична. Это вызывает постоянное напряжение мышечных групп, в том числе мышц спины, плечевого пояса и шеи. Такой режим работы мышц более утомителен для организма, чем динамическая работа, в ходе которой мышечные сокращения чередуются с расслаблением.
Малоподвижный образ жизни обусловливает изменения и в самих мышцах, и в первую очередь в мышцах ног: уменьшаются их сила, эластичность, толщина мышечных волокон.
Исследования доказали, что дефицит движений ведет к деструктивным изменениям не только в мышцах, но и в костях. При хронически сниженной мышечной активности белково-кальциево-фосфорный обмен в костях нарушается, что отрицательно сказывается на прочности костей.
Гипокинезия в детском возрасте, уменьшая объем мышечной ткани, одновременно способствует развитию ожирения. Это нередко происходит вследствие того, что на фоне гипокинезии понижается уровень обменных процессов в организме, тормозятся окисление и утилизация жирных кислот. И если неосложненные формы ожирения еще вполне обратимы при условии увеличения моторной активности детей и рационального питания, то запущенные формы ожирения лечить гораздо труднее. Кроме того, сопровождаясь нейроэндокринными изменениями, они снижают защитные иммунные силы организма и повышают восприимчивость ко многим заболеваниям.
Следует учитывать и то, что каждодневное длительное общение ребенка с ярким экраном может вызывать истощение светочувствительных элементов сетчатки глаза, перевозбуждение нервных зрительных центров и утомление глазных мышц, обеспечивающих глазодвигательную и аккомодационную функции.
Учитывая, однако, что телевизор и компьютер неизбежно становятся или уже стали постоянными спутниками детей, стоит выполнять ряд следующих научно-практических рекомендаций. Прежде всего, помещение, где стоит телевизор, должно быть умеренно освещенным, что облегчает процесс зрительной адаптации. При размере экрана 19-27 дюймов (47-67 см) ребенок должен находиться на расстоянии не ближе чем 2-3 метра от телевизора. На экран не должны попадать прямые солнечные лучи и блики от источников освещения.
Особого внимания заслуживает продолжительность просмотра телепередач. Исследования физиологов и психологов показали: непрерывный контакт с голубым экраном не должен превышать для детей 5-7 лет 20-25 минут, а для детей 8-10 лет - 30-35 минут, постепенно увеличиваясь по мере взросления ребенка до 1,5-2 часов в день.
Не только младшим, но и старшим школьникам не рекомендуется смотреть телевизор после восьми вечера, поскольку перевозбуждение головного мозга затрудняет процесс засыпания, нарушает продолжительность и глубину сна и неблагоприятно отражается на восстановительных процессах в центральной нервной системе.
Правильные условия надо соблюдать и при занятиях с компьютером. Высота сидения должна равняться длине голени со стопой +2 см на каблук. Самая удобная спинка стула - когда ее профиль соответствует изгибу позвоночника в поясничной области. Верхний край спинки должен достигать нижнего уровня лопаток. Хорошо, если спинка слегка пружинит и вовлекает тем самым мышцы спины в динамическую работу. Экран должен иметь защиту от излучения.
Клавиатуру компьютера размещайте на уровне локтей: тогда плечи опущены, а предплечья располагаются горизонтально. Экран монитора должен находиться на расстоянии 45-55 см от глаз и несколько ниже их уровня.
Недаром говорят: движение - это жизнь. Для растущего же организма это утверждение основополагающе.