АККРЕДИТАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ВОССТАНОВИТЬ БЫЛУЮ РЕПУТАЦИЮ

06 ноября, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 45, 6 ноября-14 ноября 1997г.
Отправить
Отправить

Согласитесь, если сегодня провести социологический опрос о качестве и доступности медпомощи, то ответы, скорее всего, будут непечатные...

Согласитесь, если сегодня провести социологический опрос о качестве и доступности медпомощи, то ответы, скорее всего, будут непечатные. Однако скудные финансы, выделяемые бюджетом на охрану здоровья, отнюдь не оправдывают откровенное шкурничество, халатность и безразличие. Неурядицы в экономике лишь четче выявили истинные знания, умения и отношение к работе каждого, так как настоящий специалист просто не умеет работать плохо.

Конечно, одних только знаний и ответственности врача часто бывает недостаточно. Необходимо современное оборудование, инструменты, лекарства, доступ к информации и многое другое, без чего немыслима современная медицина и что требует немалых денег. Но их в бюджете нет и в ближайшее время не предвидится. Поэтому в Минздраве запланирован целый комплекс мер, который не только поможет отрасли выжить в сложившихся условиях, но и полностью оправдывать свое предназначение.

Кое-кого придется сократить

Планируемая аккредитация коснется всех лечебных заведений, независимо от их ведомственного подчинения или формы собственности. Ее первым шагом станет глубокий анализ всех сторон деятельности медучреждений, на основе чего специалисты разработают новые нормы порядка и объема оказываемой медпомощи. Они наверняка будут предполагать более жесткий контроль за качеством и доступностью медицины, эффективное использование материально-технической базы, а также активное внедрение передовых методик и технологий. В общем, будет всячески поощряться «умение вертеться» (если оно, конечно же, идет на пользу дела) главврача и его ближайших помощников.

Проводить государственную аккредитацию будут раз в три года, а ее порядок регламентируется постановлением Кабинета министров от 15 июля с. г. «Об утверждении порядка государственной аккредитации учреждений здравоохранения».

Понятное дело, цель всей акции не только в защите прав пациентов, потерявших надежду на получение необходимой помощи. Результатом аккредитации должно стать более эффективное использование выделяемых бюджетом средств. Для этого вся сеть лечебно-профилактических учреждений будет приведена к оптимальному в нынешней ситуации варианту. Часть полностью дискредитировавших себя больниц и поликлиник придется либо закрыть, либо перепрофилировать - из плохой больницы может выйти вполне приличная амбулатория, консультация и так далее. Все прошедшие аккредитацию учреждения получат сертификат с присвоением второй, первой или высшей категории. Это позволит им заключить договор со страховыми фондами и претендовать на тот или иной уровень оплаты. Короче говоря, реформа должна цивилизованно утвердить рыночные отношения в медицине и при этом вернуть гражданам доступную и квалифицированную медпомощь.

Куда министр ездит за опытом?

Все это с первого взгляда кажется нереальным. Тем не менее, реформа жизнеспособна и это доказывает пример Житомирской областной клинической больницы им. Ф.Гербачевского. Для изучения ее опыта недавно был проведен трехдневный семинар с участием министра здравоохранения Андрея Сердюка его помощников и представителей самых разных медучреждений со всей Украины.

Главврач больницы Михаил Борщивский нашел выход их кажущегося многим безвыходного положения и сумел наладить не только бесплатную квалифицированную медпомощь, но и своевременную выплату зарплаты сотрудникам. Да и в принципе, если говорить о планируемой реформе, то в Житомирской областной она на 90% работает.

Начинать, конечно же, пришлось с перестановки кадров и сокращения вакансий. Затем очередь дошла до самого главного - пребывания больных в клинике. До сих пор во многих местах сохраняется финансирование здравоохранения области, района или города по количеству больничных коек, а не реальному числу прикрепленных людей. Поэтому и стремились у нас всегда сделать так, чтобы этих коек было как можно больше. Из-за этого использовали их часто не по назначению или неэффективно: затягивалось само пребывание в клинике, в палатах лежали люди, нуждающиеся лишь в обследовании или амбулаторном лечении, а то и вовсе находились любители полежать для «профилактики». Содержание же больного в клинике - дорогое удовольствие, «съедающее» большую часть выделенных бюджетном денег. Поэтому в Житомирской областной больнице пребывание в стационаре сведено к минимуму. Четко контролируется и необходимость госпитализации, так как при современном развитии медицины не только обследование, но и некоторые хирургические операции проще и дешевле делать в амбулатории.

Такая практика уже давно существует в Житомирском областном центре «Здоровье», где в условиях дневного стационара справляются с варикозным расширением вен и другими несложными теперь операциями. К слову сказать, центр, в плане нововведений, передовой. Уже несколько лет успешно работает по принципу семейной медицины (она проявилась как единственное средство выживания при хозрасчете), активно внедряет все новое и даже выпускают собственную газету для медиков. 10 семейных врачей центра обслуживают 15-тысячное население, начиная с пятилетних малышей и до глубоких стариков. Четкая постановка дела (включая профилактику и посещения больных в домашних стационарах) снизила уровень госпитализации в 3,5 раза, а на девяти койках амбулатории пролечивают до 900 больных в год.

Наиболее «тяжелые» попадают в клинику, хотя и там им особенно «разлеживаться» не дают, опять-таки благодаря слаженной работе сотрудников в отделениях.

Что бывает, когда начальство помогает

Отделения больницы объединены в центры - хирургический, ожоговый, травматологический и так далее. Это позволяет наладить взаимосвязь между подразделениями и сделать более эффективным лечение. Сократив около 220 коек, в больнице пролечивают на 1200 пациентов в год больше, послеоперационные осложнения и послеоперационная летальность снизились примерно в полтора раза. В больнице давно пришли к выводу, что повышение качества медпомощи и уменьшение ее затратности - единый процесс. Ведь хорошо выполненная операция и умелая реабилитация после нее сокращают затраты на лечение осложнений (уже не говоря о пользе для пациентов) и, следовательно, на содержание больного в клинике. Поэтому на приобретение и внедрение передовых технологий областные медики не жалеют ни сил, ни денег. Лапароскопия, эндопротезирование, баротерапия, палзмофорез, гемосорбция и многие другие новшества, позволяющие часто обходиться без скальпеля или других дорогостоящих и, главное, небезопасных методов лечения, вошли в повседневную практику. Совсем недавно налажена компьютерная система, с помощью которой можно найти и связаться с любым необходимым специалистом. Для получения квалифицированной консультации достаточно лишь по компьютерной сети передать результаты исследований, и этот специалист, сидящий, к примеру, в Киеве или Запорожье, сможет прямо из своего кабинета «наблюдать» за лечением житомирского пациента.

С компьютерной сетью помогли японцы, но это нисколько не умаляет заслуги медиков. Наоборот, умение организовать спонсоров говорит об управленческих способностях и умении налаживать связи, что в нынешней ситуации выходит чуть ли не на первый план. Благодаря этим качествам, а также активной помощи областной администрации (в лице представителя Президента в области Антона Малиновского и начальника управления областным здравоохранением Зиновия Парамонова) в больнице не исчезают необходимые медикаменты, больные полноценно питаются (какое сельскохозяйственное предприятие, если его правильно попросить, откажет областной больнице в продуктах?), налажена послебольничная реабилитация в санатории.

Если все прошло нормально, то через несколько дней после операции больного перевозят долечиваться в областной санаторий «Дениши». Там он тоже попадает под наблюдение опытных врачей и выполняет необходимые лечебные процедуры, но при этом дышит свежим воздухом, общается с практически здоровыми (а не напуганными предстоящей операцией) людьми и потихоньку возвращается к привычному образу жизни. Все 12 дней пребывания в санатории оплачивает соцстрах, за счет выделения льготных путевок тем, кто в санаторном лечении особенно и не нуждается. Действительно, зачем давать путевки здоровым, когда на эти же деньги можно долечить двух больных (обычная путевка рассчитана на 24 дня)?

Подобных новшеств в житомирском областном здравоохранении множество, но, наверное, нет необходимости подробно обо всем рассказывать. Тем более, что те, кого это в первую очередь касается, - медики - в курсе дела давно. По словам Михаила Борщивского, в больнице побывали представители практически всех наиболее крупных медицинских учреждений страны. Побывали, посмотрели и уехали домой, где продолжают жаловаться на развал экономики и невозможные условия работы.

Но ловить рыбку в мутной воде осталось недолго. И даже не потому, что Минздрав собирается бороться с нерадивыми врачами страхованием, семейной медициной, регулярной аккредитацией и жесткой конкуренцией. Просто так дальше жить нельзя, и если не получится «сверху», придется реформировать отечественную медицину «снизу». Это хоть и более длительный, но не менее действенный способ.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК